Ульрих, Ф. Кемский уезд и рыбные промыслы на Мурманском берегу во врачебном и экономическом отношениях / д-ра медицины Франца Ульриха. – Санкт-Петербург : Типография В. Киршбаума, 1877. – 128, 7 с., 8 л. граф.

Ме стные жители, на сколько я заме тил, охотно обращаются за сове том к врачу, но так как после дний появляется в уе зде только случайно, то им не остается ничего боле е как прибе гать к лечению при соде йствии старух и знахарей. Лечение это большею частно ограничивается симпатическими средствами: на шептываниями, заговорами, а также употреблением различнаго рода декоктов, преимущественно из дорогой травы (сассапарели); коновалы же от все х боле зней пользуют одними кровопуска ниями, для чего име ется у каждаго из них сподручное орудие — нож. Ме стом для кровопускания большею частию избираются большой палец руки или тыльныя поверхности стопы; иногда, впрочем, прибе гают к кровопусканию из локтеваго сгиба. В большем ходу также лечение домашними средствами: так, от наружных ран употребляют сосновую кору, от чесотки и других сьшей — моются отваром ольховой коры, от боле зней внутренних органов, которыя сопровождаются ме стнымн болями— кладут на больное ме сто сжёную губку, не снимая ея до те х пор, пока кожа не начнет трескаться. Это после днее средство употребляется, по всему ве роятию, как отвлекающее. Лопари от внутренних боле зней пьют сырую или парную кровь диких оле ней; между ними также распространено ве рование в колдунов и в искусство напущения боле зней по ве тру. Бани, усердно посе щаемыя жителями уе зда, составляют почти первое медицинское пособие от все х боле зней. Надо заме тить, что в банях поселяне почти никогда не моют своего те ла, а только парятся и окачиваются водою, возвращаясь зате м домой зачастую совсе м разде тыми. При различнаго рода забо ле ваниях, парением в бане стараются вызвать испарину, ко торую поддерживают у потреблением теплаго питья и окутыва нием. Так лечатся и горячечный боле зни. Кроме того, в банях так называемыми бабушками - знахарками производится разминание и растирание те ла маслом, разными мазями, накиды вание гре тых горшков на живот, особенно когда бабушки эти распознают, что или „матка не на ме сте “, или „живот надор ван“, и т. п. В баню же бабки-повитухи несут обыкновенно новорожденных де тей, а также ведут роженицу, которую в не которых случаях держат зде сь не сколько дней, паря утром

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz