Саамские погосты Западного Мурмана / [авт.-сост. М. А. Сорокина ; ред. С. А. Алексина, О. С. Петрова ; Муницип. бюджет. культур.-просвет. учреждение «Печенг. межпоселенч. библ. об-ние»]. – [Мурманск : б. и., 2018]. – 20 с. : ил.
кочевой образ жизни. Саамская деревня (погост) Нейден стала частью Королевства Норвегии. Другие погосты остались за границей на территории России и Финляндии. В Норвегии скольты потеряли права на рыбную ловлю в реках и фьорде. Оленеводство у скольтов также пошло на спад из-за ограничений на количество оленей и нехватки пастбищ. У скольтов из Нейдена исчезла сама основа оленеводства. В XIX веке колтты в Норвегии подвергались на сильственной норвегизации, что отдалило скольтов из Нейдена от их языка и культуры. Скольты быст ро становились норвежцами. Колтта-саамский язык здесь исчез в XX веке. В настоящее время в Норве гии колтта-саамский не является официальным язы ком. У него нет того же статуса в обществе как у дру гих саамских языков, на которых говорят в Норвегии. Саамы-колтта в Нейдене (Нявдема).Дети играют в кости позади часовни Св. Георгия. 1909 г. Фото Э. Вессель. Музей Сёр-Варангер В «Лоции Мурманского берега (СПб., 1901) упо минается «старинная русская часовня, около которой до сих пор живут лопари, исповедывающия право славную веру» (с. 214). Согласно преданию, часовня была построена преподобным Трифоном своими собственными руками, и сегодня это единственное здание, оставшееся после него. 24 июня 1565 года она была освящена в честь Св. Георгия священником Илларионом. Оказавшись в Норвегии, нявдемские лопари про должали исповедовать православную веру. Норвеж цы не чинили им в этом препятствий. Из Пазрецкой церкви в Нейден регулярно приезжал священник. В 1895 году на средства частных благотвори телей часовню покрыли новым тесом. В 1900 году соловецкий архимандрит Иоанникий и настоятель Печенгского монастыря игумен Ионафан устано вили в часовне новый иконостас с пятью иконами. Надзирал за часовней местный лопарь Иван Андре евич Летов. Дважды в год, в летнее время, в Нейден- ской часовне священником Борисоглебской церкви К. Щеколдиным проводились богослужения. Обряд крещения детей происходил в реке прямо перед часовней, умерших хоронили здесь же на кладбище. В 1880 году сильно выросла миграция финского и карело-русского населения в Сёр-Варангер. Основ ным местом переселения был Нейден, что послужи ло расширению здесь деятельности православной церкви. После возобновления в 1886 году деятельности Печенгского монастыря Нейден получил статус от дельного прихода с собственным священником. Не сколько детей из Нейдена могли посещать школу в Борисоглебске, где они изучали катехизис и кирил лицу. Два саама-скольта у часовни Св. Георгия в Нейдене 6
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz