Саамские погосты Западного Мурмана / [авт.-сост. М. А. Сорокина ; ред. С. А. Алексина, О. С. Петрова ; Муницип. бюджет. культур.-просвет. учреждение «Печенг. межпоселенч. библ. об-ние»]. – [Мурманск : б. и., 2018]. – 20 с. : ил.

кочевой образ жизни. Саамская деревня (погост) Нейден стала частью Королевства Норвегии. Другие погосты остались за границей на территории России и Финляндии. В Норвегии скольты потеряли права на рыбную ловлю в реках и фьорде. Оленеводство у скольтов также пошло на спад из-за ограничений на количество оленей и нехватки пастбищ. У скольтов из Нейдена исчезла сама основа оленеводства. В XIX веке колтты в Норвегии подвергались на­ сильственной норвегизации, что отдалило скольтов из Нейдена от их языка и культуры. Скольты быст­ ро становились норвежцами. Колтта-саамский язык здесь исчез в XX веке. В настоящее время в Норве­ гии колтта-саамский не является официальным язы­ ком. У него нет того же статуса в обществе как у дру­ гих саамских языков, на которых говорят в Норвегии. Саамы-колтта в Нейдене (Нявдема).Дети играют в кости позади часовни Св. Георгия. 1909 г. Фото Э. Вессель. Музей Сёр-Варангер В «Лоции Мурманского берега (СПб., 1901) упо­ минается «старинная русская часовня, около которой до сих пор живут лопари, исповедывающия право­ славную веру» (с. 214). Согласно преданию, часовня была построена преподобным Трифоном своими собственными руками, и сегодня это единственное здание, оставшееся после него. 24 июня 1565 года она была освящена в честь Св. Георгия священником Илларионом. Оказавшись в Норвегии, нявдемские лопари про­ должали исповедовать православную веру. Норвеж­ цы не чинили им в этом препятствий. Из Пазрецкой церкви в Нейден регулярно приезжал священник. В 1895 году на средства частных благотвори­ телей часовню покрыли новым тесом. В 1900 году соловецкий архимандрит Иоанникий и настоятель Печенгского монастыря игумен Ионафан устано­ вили в часовне новый иконостас с пятью иконами. Надзирал за часовней местный лопарь Иван Андре­ евич Летов. Дважды в год, в летнее время, в Нейден- ской часовне священником Борисоглебской церкви К. Щеколдиным проводились богослужения. Обряд крещения детей происходил в реке прямо перед часовней, умерших хоронили здесь же на кладбище. В 1880 году сильно выросла миграция финского и карело-русского населения в Сёр-Варангер. Основ­ ным местом переселения был Нейден, что послужи­ ло расширению здесь деятельности православной церкви. После возобновления в 1886 году деятельности Печенгского монастыря Нейден получил статус от­ дельного прихода с собственным священником. Не­ сколько детей из Нейдена могли посещать школу в Борисоглебске, где они изучали катехизис и кирил­ лицу. Два саама-скольта у часовни Св. Георгия в Нейдене 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz