Саамские погосты Западного Мурмана / [авт.-сост. М. А. Сорокина ; ред. С. А. Алексина, О. С. Петрова ; Муницип. бюджет. культур.-просвет. учреждение «Печенг. межпоселенч. библ. об-ние»]. – [Мурманск : б. и., 2018]. – 20 с. : ил.

Различные группы саамов имели различные инте­ ресы, что было связано и с различными способами хозяйствования, и с различиями в языках (диалек­ тах), поэтому попытка объединить их для ведения совместного хозяйства была обречена на неудачу. В результате коллективизации саамы практически перестали заниматься своими традиционными про­ мыслами (охотой, рыболовством, оленеводством), а новые формы хозяйствования смогли освоить лишь немногие из них. В итоге традиционная культура, экономика и жизненный уклад саамов оказались практически уничтоженными. В 1937-1939 г.г. некоторые саамские семьи Мо­ товского, Пазрецкого и Печенгского погостов сильно пострадали от политических репрессий. До Второй мировой войны на колтта-саамс- ком языке говорили в четырёх деревнях в районе Печенги, в том числе в Петсамо (Печенге) и Суони- кюля (Талвикюля). После советско-финской войны (1939-1940) Финляндия утратила свою часть полу­ острова Рыбачий, а после окончания Великой Оте­ чественной войны (1941-1944) возвратила СССР всю область Петсамо. Перед передачей этой террито­ рии Советскому Союзу саамы, как финские граждане были эвакуированы в деревни Инари, Севеттиярви и Неллим в общине (коммуне) Инари (Финляндия). В ходе войны в 1944 г. саамы Мотовского погоста также эмигрировали в Финляндию. Один из крупнейших современных этнографов и антропологов Тим Ингольд в начале своей науч­ ной карьеры проводил полевые исследования среди колттов (колтта-саамов), итогом которых стала моно­ графия «Современные колтты» (1976). В настоящее время на своем родном колтта-са- амском языке в той или иной степени говорит лишь около 400 человек в Финляндии (язык общения финских колттов - в значительной степени финс­ кий) и около 20 человек в России. Российские саа­ мы говорят на так называемом нотозерском диа­ лекте колтта-саамского языка. Среди нейденских колттов носителей языка уже не осталось. Самая известная колтта-саамская писательница в Финлян­ дии - Кати-Клаудиа Фофонов (Kati-CLaudia Fofonoff). В России - саамский поэт Аскольд Бажанов, который писал на русском языке. По информации, сообщен­ ной на конференции «История и современное по­ ложение саамов-скольтов», прошедшей 18 октября 2011 года в Мурманске, общее число сколтов со­ ставляет около 1000 человек: 600 - в Финляндии, 250 - в России, 150 - в Норвегии. По другой инфор­ мации, число сколтов в Финляндии составляет 500 человек, в России - 400 человек. В настоящее время осуществляется сотрудничес­ тво сколтов Норвегии, Финляндии и России в рамках проекта «Культура саамов-скольтов без границ». Большинство колттов по-прежнему придержива­ ются православной веры. Преподобный Трифон так же широко почитается среди православных саамов в Финляндии и Норвегии. Ежегодно в селении Нейден (норв. Neiden, коммуна Сёр-Варангер), бывшей тер­ ритории саамов погоста Нявдема, в последнее вос­ кресенье августа совершается совместное богослу­ жение трёх православных общин - российской, нор­ вежской и финской - в часовне в честь св. Георгия Победоносца, воздвигнутой в 1565 году на этом месте преподобным Трифоном Печенгским. Богослужение в часовне Св. Георгия в Нейдене 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz