Саамские погосты Западного Мурмана / [авт.-сост. М. А. Сорокина ; ред. С. А. Алексина, О. С. Петрова ; Муницип. бюджет. культур.-просвет. учреждение «Печенг. межпоселенч. библ. об-ние»]. – [Мурманск : б. и., 2018]. – 20 с. : ил.
ВОСТОЧНЫЕ СААМЫ В западных районах Кольского полуострова са амское население жило в пяти погостах: Нявдемс- ком (с 1826 в составе Норвегии), Пазрецком, Пе- ченгском, Мотовском и Сонгельском. По численности населения все эти погосты были небольшие. Самым крупным из них считался погост Печенгский - около 80 жителей. Помимо территории России восточные саамы также проживали в двух странах: Норвегии и Фин ляндии. На территории России изначально скол- ты жили в семи погостах: Нявдемский, Пазрецкий, Печенгский, Мотовский, Сонгельский, Нотозерский, Хирвас(?). «...Этнос, происхождение скол(ь)тов, до сих пор остается загадкой. В отличие от низкорослых и тем новолосых аборигенов диких районов Лапландии скольтов характеризует сравнительно высокий рост, рыжеватый цвет бороды» (Кошечкин Б.). Основными чертами культуры сколт-саамов были православное вероисповедание, русско-карельская культура одежды и обычаев. Традиция правосла вия связана с деятельностью Трифона Печенгского (Трифона Кольского, 1495-1583), который крестил колттов и других саамов в XVI веке и почитается как просветитель лопарей. С древнейших времен благосостояние саамов- сколтов было основано на рыбной ловле, оленеводс тве, охоте и собирательстве. Рыболовство для восточных саамов Печенги имело при оритетное значение. Летом саамы занимались морской - w г- Икона прп. Трифона Печенгского рыбной ловлей в Баренцевом море и в устьях крупных рек. Важнейшими объекта ми морского рыбного промысла были семга, треска и пикша, пресноводного - сиг, щука, окунь. По Тартусскому договору 1920 г. от России к Фин ляндии отошел Печенгский район, веками относив шийся к Кольскому уезду. Вместе с территорией к Финляндии отошли некоторые саамские семьи. В ос новном это было население Пазрецкого, Печенгско го и Сонгельского погостов. Это событие повлияло на динамику численности Кольских саамов в XX в. Еще один сильный удар по саамской этничес кой самобытности в России был нанесён в 1920-е и 1930-е годы XX века, когда началось активное промышленное освоение Кольского полуострова и стала проводиться насильственная коллективизация. Русские лопари. Гравюра по фото Й. Фрииса. 1867 г. 3
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz