Саамские погосты Западного Мурмана / [авт.-сост. М. А. Сорокина ; ред. С. А. Алексина, О. С. Петрова ; Муницип. бюджет. культур.-просвет. учреждение «Печенг. межпоселенч. библ. об-ние»]. – [Мурманск : б. и., 2018]. – 20 с. : ил.

Саамы (лопари) - коренной народ российского Кольского Севера, проживающий на территории Фенноскандии и Кольского полуострова. Точно не известно, когда саамы пришли на Коль­ ский полуостров, но достоверно, что раньше жили они южнее: на берегах Ладожского и Онежского озер. Кольский полуостров саамы населяли уже в конце I тысячелетия новой эры. Первые сведения о них сообщил норвежец Оттар в IX в. В XII в. Саксон Грамматик свидетельствовал о том, что лопари Коль­ ской тундры жили охотой и рыболовством. Термин «Лапландия» появился в XII в. В XI-XIII вв. русские летописи указывают на места расселения саамов: «Лопь Терская», «Лопь Кончанская», «Лопь Лешая». Древнейшие занятия саамов - рыболовство (семга, сиг, форель, кумжа, хариус, щука, треска, пал­ тус), охота, собирательство. В I тыс. н. э. возникает оленеводство, имевшее преимущественно транспортное значение и от­ личавшееся вольным выпасом животных летом, небольшими размерами стад (до 50 голов), исполь­ зованием оленя под вьюк и в упряжке. Саамы жили родами, вели полукочевой образ жизни. В западных районах Кольского полуостро­ ва оседлым поселением (местоположение которо­ го, как правило, менялось каждые 15 -20 лет) был только зимний погост, в котором население жило с декабря по апрель, а в весенне-осенний период они обходили сезонные промысловые угодья. Пер­ вые располагались во внутренних районах (в лесах, на берегах озер), летние - на морском побережье (в устьях крупных рек, богатых семгой). Первое проникновение новгородцев на берега Белого моря и на Кольский полуостров относится к XII в. В конце XI11- начале XIV в. новгородцы полно­ стью освоили Кольскую Лапландию. В дальнейшем, с XV в., с падением Новгорода Лапландия начинает тяготеть к Московскому Ве­ ликому княжеству, а затем входит в состав образо­ вавшегося Русского государства. С этого времени начинается христианизация лопарского населения. Большую роль в распространении христианства сре­ ди лопарей сыграл Печенгский монастырь, основан­ ный в 1533 г. Трифоном Печенгским. В 1556 г. два лопарских погоста - Печенгский и Мотовский - по жалованной грамоте царя Ивана Грозного уже зна­ чились за Печенгским монастырем, а лопари этих погостов входили в число монастырских крестьян. Принятие православной веры - важнейшее собы­ тие в жизни печенгских лопарей. Оно знаменовало существенный поворот в духовном и социальном развитии лопарской народности. Между единовер­ ным русским и лопарским населением края устанав­ ливались более тесные и дружественные отношения. Принятие новой религии способствовало распро­ странению среди лопарей русского языка и усвое­ нию достижений русской культуры. 1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz