Саамские погосты Западного Мурмана / [авт.-сост. М. А. Сорокина ; ред. С. А. Алексина, О. С. Петрова ; Муницип. бюджет. культур.-просвет. учреждение «Печенг. межпоселенч. библ. об-ние»]. – [Мурманск : б. и., 2018]. – 20 с. : ил.
Сначала в школе обучались 10 мальчиков и 1 де вочка, возраст их был от 7 до 18 лет. Переводчиком был Василий Фофонов из Мотсесъярви. В углу класса стояла икона. Здание школы использовалось и в ка честве церкви, и как постоялый двор, и как место для собраний и празднований. Дети заходили к учитель нице попить чаю, поговорить, посмеяться, в любое время без приглашения: днем, вечером, ночью. Церковные службы проводились два раза в год православным священником пастором Юрье Ряме (о. Георгием Радолитским), служившим в Петсамо. Деревня Талвикюля Он также венчал пары и крестил детей. Зимой 1938 г. он первым из священников побывал на всех озе рах и родовых промысловых местах, объехав вдоль и поперек эту территорию, протянувшуюся на со тни квадратных километров. Строительство новой часовни здесь не считалось необходимым, хотя по традиции в зимних погостах она всегда занимала отдельное здание. Сонгельчане при отсутствии своей отдельной часовни ездили в Печенгский монастырь. Служб на саамском языке в Суоникюля не было. Ю. Ряме служил только на финском или русском языках. Саамским детям в школе запрещалось говорить на родном языке даже друг с другом. Дети стали стес няться своего языка. В 1938 г. погост состоял из 30 домохозяйств или семей. Территория погоста делилась на 30 участков, которые образовывали угодья отдельных семей. Развивалось оленеводство. Длинные райды из Сон- гельска тянулись зимником в кооперативный мага зин Петсамо, куда везли на продажу оленье мясо, зимних сигов, птицу и ягоды. Жители Талвикюля достигли определенных ус пехов. За один год до начала Зимней войны оленье стадо возросло до численности в 4921 голов. Самой крупной владелицей оленей была вдова Пренья Фофонова, у которой насчитывалось 1096 оленей. Беднейшей семьей в Суоникюля в 1938 г. была семья Федоровых, у лучших сиговых водоемов которых поселились финны. Это сыграло свою роль в обедне нии рода и разрушении годового цикла. В 1939 году западные земли скольтов вернулись в состав СССР. Тогда же многие семьи сонгельчан переселились из Талвикюля в устье Лотты, построив здесь поселок, получивший название Нового погос та. Но уже спустя 2 года, с началом Отечественной войны, вся территория обитания племени скольтов (саамов-колтта) оказалась оккупированной фашис тами. В 1944 году линия фронта приблизилась к Тал викюля, занятой немецким гарнизоном. Перед угро зой грядущей эвакуации, но с надеждой вернуться в родные места, сонгельчане спрятали наиболее ценное имущество, в том числе и саамский архив, в близко расположенных к поселку родовых угодьях Сверловых, на островах Ньюаннам. Население погоста было эвакуировано в Финлян дию в два приема, в 1939 и в 1944 гг. При эвакуации 7 саамов были направлены гитлеровцами в центр Финляндии - Ботнию, где им пришлось перенести немало страданий, вызванных отсутствием жилья, голодом и болезнями. В 1945-1946 годах сонгель чане были переселены на север страны, в бассейн озера Инари. Позднее им были предоставлены неос военные земли к северу и западу от Инари, вплоть до границы с Норвегией. На берегу озера Севеттиярви 18
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz