Саамские погосты Западного Мурмана / [авт.-сост. М. А. Сорокина ; ред. С. А. Алексина, О. С. Петрова ; Муницип. бюджет. культур.-просвет. учреждение «Печенг. межпоселенч. библ. об-ние»]. – [Мурманск : б. и., 2018]. – 20 с. : ил.

Важнейшей вехой в истории Русской Лапландии явилась середина 16 столетия, когда в 1532 году при устье реки Печенги, в непосредственной близости от границы сонгельской общины, иноком Трифоном был основан Печенгский монастырь и начато обращение лопарей в христианство. Вскоре после создания монастыря наступила оче­ редь крещения сонгельских скольтов. Событие это произошло на их родовых землях, в бассейне озера Алла-Аккаярви, где находилось зимнее поселение, по­ лучившее название Ристамен-сийт- Крестовый погост. После перевода Печенгского монастыря в Колу (1596 г.) исстари использовавшиеся населением обоих саамских погостов (Нотозерского и Сонгельского) мес­ та лова сёмги на реке Туломе оказались под угрозой: Кольские стрельцы и посадские крестьяне нередко стали заниматься отловом сёмги и охотой в Туломской долине. Рост экономического, политического и воен­ ного влияния Колы сильно сказался на жизни сонгель­ ской общины. Саамы-скольты несли на себе не только постоянное бремя натуральной и денежной дани, но и прокорм даньщиков, и содержание ямской гоньбы, и поставки продуктов питания и леса к воеводскому двору. В 1785 г. в погосте 110 человек. Основные заня­ тия жителей погоста - рыбная ловля, охота (изобилие бобров), заготовка леса для продажи в Колу, покруг у Кольских жителей для ловли трески в море, добыча жемчуга, оленеводство (157 оленей). До 1809 г. погост граничил со шведской Финлян­ дией. В 1886 г. здесь проживало 165 человек. Жители погоста подразделялись на 7 родов (с родовыми уго­ дьями) во главе с начальником (отцом семейства). Соб­ рание (sobbar) старших избирало старшину селения сроком на один год. Оно ведало также перераспре­ делением промысловых угодий, утверждало рисунок знаков-клейм, делило имущество, разрешало конф­ ликты. Леса находились в коллективном владении. Промысловая деятельность связывала сонгель­ ских лопарей с нотозерскими саамами, поддержива­ лись контакты с Пазрецким и Печенгским погостами. Коренные фамилии сонгельских лопарей: Сверловы, Гавриловы, Семеновы, Фофановы. В Сонгельском погосте имелась часовня (Ното- зерский церковный приход). В 1890 году в погосте была открыта церковно-приходская школа. Территория погоста, насчитывавшего от 100 до 200 жителей, по числу родов делилась на несколько достаточно обширных угодий, в пределах которых осуществлялся цикл хозяйственной деятельности, сезонных промыслов, преимущественно рыбной ловли и охоты, обеспечивавший жизненные потреб­ ности каждой семьи. На местах промысла, на бере­ гах богатых рыбой озер вырастали сезонные родо­ вые поселения скольтов. После длительного пребывания на местах про­ мысла, в середине зимы, жители погоста возвраща­ лись в поселок, местоположение которого менялось через каждые 30 -40 лет, по мере того, как исчерпы­ вались запасы дров в близлежащем лесу и скудели оленьи пастбища. В зимние месяцы жители погоста занимались из­ готовлением традиционной хозяйственной утвари: саней и оленьей упряжи, орудий охоты и рыбной ловли. Женщины ткали из овечьей шерсти одеяла, вязали, шили из оленьих кож обувь и одежду, за­ нимались плетением из корней и трав и вышивкой бисером. Полным своеобразия был и духовный мир сколь­ тов. Официально приняв христианство, они продол­ жали совершать жертвоприношения обожествляв­ шимся ими каменным сейдам. В среде племени было немало колдунов и прорицателей. Даже само назва­ ние погоста трактуется как происходящее от слова суенйегас - нойд, шаман... К концу 19-началу 20 столетий уклад Сонгель­ ской общины почти полностью сохранил свою са­ мобытность. Особенности быта и духовного мира скольтов привлекали сюда многочисленных путе­ шественников и ученых этнографов, среди первых в 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz