Саамские погосты Западного Мурмана / [авт.-сост. М. А. Сорокина ; ред. С. А. Алексина, О. С. Петрова ; Муницип. бюджет. культур.-просвет. учреждение «Печенг. межпоселенч. библ. об-ние»]. – [Мурманск : б. и., 2018]. – 20 с. : ил.
Дергачев Н. в своем труде «Русская Лапландия», по сведениям 1866 г., указывает в Мотовском погос те 16 дворов с 18 нежилыми строениями с 50 муж чинами и 46 женщинами. Они имели 1660 оленей и 96 овец. Вместе с тем он указывает на северо-западной окраине и других обитателей - выходцев из лопа рей - фильманов, в количестве 175 душ обоего пола. В начале 20 века Мотовский погост был припи сан в Печенгскому сельскому обществу, к Китовс- ко-Владимирскому церковному приходу, открыто му Указом Святейшего Синода от 13 февраля 1902 года. Приход был выделен из Печенгского прихода и включал в себя также колонии Западная Лица, Вай- да-Губа, Мало-Волоковая и Ура. Владимирская (во имя святого равноапостольного князя Владимира) церковь в становище Китовка (Титовка) была пост роена в 1902 году на средства петербургского купца Ивана Дмитриевича Шустрова взамен закрывшейся по причине резкого ухудшения промысловой об становки Владимирской церкви в Порт-Владимире (Еретиках). Помимо церкви, им были пожертвованы средства на строительство дома для церковнослужи телей. К Владимирской церкви была приписана цер ковь во имя Алексия митрополита Московского на Титовском острове, в 7 верстах от приходской. Кроме того, в приход входило еще 2 храма: церковь свя тителя Николая Чудотворца на Китовском острове и святителя Николая Чудотворца в Мотовском погосте. К 1914 г. в приходе состояло 40 дворов, 212 человек. Ближайшим населенным пунктом к Мотовскому погосту зимой был Печенгский погост, летом - коло ния Китовка. По духовной росписи 1914 г. в Мотовском погос те числилось 184 лопаря и 23 человека - «статские» (административные лица и их семьи). С передачей территории Печенги Финляндии в 1920 г. население Мотовского погоста уменьшилось. Граница отрезала печенгских, сонгельских и часть мотовских лопарей. Кроме того, появилось постоян ное оседлое население в лице финнов-колонистов, а также лопарей лютеранского вероисповедания (фильманов). «Теперь не лопари являются основным населени ем, а финны, составляющие 62% сельского населения района. Такое положение создалось главным обра зом благодаря закону 1876 г.о колонизации Мурман ского берега, предоставлявшему льготы поселенцам не только из России, но и из Финляндии и Норвегии, и благодаря усиленной колонизации за последние годы... Если мы возьмем данные переписи 1926 г.,то увидим в Мотовском погосте 14 лопарских хозяйств при 67 чел. жителей, имеющих 728 оленей и 49 овец. Что касается фильманов,то их отмечено 65 человек» (Золотарев Д.А., Киселев А. А. «Советские саамы»), В период коллективизации сельского хозяйства края в связи с переходом к оседлому образу жизни часть саамских погостов ликвидировали. В 30-е годы XX века начался процесс объеди нения малочисленных саамских погостов в более крупные селения, постепенный переход кочевников на оседлость. В 1933 г. саамы Мотовского погоста переселились в Титовку и Западную Лицу, где был организован оленеводческий колхоз. (Киселев А.А., Киселева Т.А. Советские саамы.- Мурманск, 1987). Лопарский дом в Большой Лице 14
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz