Лапландия и лапландцы / сост. А. С. Розонов ; ред. Н. В. Романов ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера. – Санкт-Петербург : Типография И. Усманова, 1903. – VI, 116 с., [7] л. ил., карт.

— 100 — лись къ этимъ наездамъ не совсгЬмъ дружелюбно, такъ какъ каждый такой прг&здъ? даже въ томъ случай, если не позволялось по отнош ена къ лопарямъ никакихъ злоупотре­ бление все-таки обходился имъ очень дорого; они старались обмануть священниковъ, давая имъ плохую, подчасъ никуда негодную, рыбу. Вслед ств1е этого некоторые священники, прежде ч-Ьмъ приступить къ совершешю требъ, объявляли лопарямъ, что они будутъ совершать требы лишь после по­ лучен1я опредЪленнаго количества руги... При такихъ уело- в1яхъ и отношете къ слову Божш не могло идти дальше цеполнетя тяжелой и непр1ятной, но необходимой повин­ ности. Священники научали лопарей молитвамъ, что дава­ лось нетрудно, благодаря тому, что большинство русскихъ лопарей изъясняется по-русски,—но къ следующему npi- езду большинство лопарей забывало молитвы. „Въ настоящее время (1890 г.) церкви существуютъ въ Нотозерекоыъ и Ловозерскомъ погостахъ. „Дело образовашя стояло до последняго времени еще хуже, чемъ дело проповеди. Существовала лишь одна школа въ Коле, отъ которой до ближайшаго погоста (Кильдинскаго) 18 верстъ. По распоряжешю губернатора Качалова священ­ ники стали заводить у себя школы. У о. Григор1я Терентье­ ва было 10 учениковъ изъ нотозерскихъ лопарей. Но уже въ 70-хъ годахъ дело это окончательно заглох­ ло, и у священниковъ не обучалось ни одного лопаря. „Въ 1888 году возникла школа въ Пазрецкомъ погосте, „Съ 14 января 1889 года открылась школа въ Нотозер- скомъ погосте *). Точныхъ данныхъ о томъ, въ какомъ положенш нахо­ дится школьное дело въ Лапландш въ настоящее время, у насъ нетъ**), но судя по тому, что даже внутри Россш, где *) „При врожденной воспршмчивости и впечатлительности лопарей,— говоритъ Харузинъ,—ученье идетъ успешно и бойко. Большое количе­ ство учениковъ (17 чел. въ 1887 г.), сразу наполнившись пазрецкую школу, красноречиво доказываешь, что лопари не чуждаются проевещешя, не бегутъ грамотности, не боятся отдавать своихъ детей въ школуи,— фактъ, лгапшй разъ свидетельствующей, что не въ неспособности лопарей къ культуре дело. **) Кроме указанныхъ существуютъ школывъ Лавозерскомъ и Киль» динсквмъ погостахъ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz