Predaniya-Monche-tundry_2018

53 Из-за поиска дичи мужчина вынужденно обходил большую территорию. Этим объясняется удаленное про­ живание семей друг от друга. Только с конца ноября до марта съезжались они в свои сиийты. А по весне опять разъезжались по летним стоянкам. Друг с другом встречались только на ярмарках. Орудия труда мужчины - лук и боевой аркан, нож, небольшой топор. Боевой аркан - чивизга89 - толстый, тяжелый, попадая в животное сбивал с ног. Изготавливался из шкуры моржа, кожа нарезалась по спирали, обрабатывалась ножом. Топор - кирвас. В старые времена изготавливался из лопатки рога оленя. Позднее начали отливать топор из металла, но из-за сложности плавки со временем начали покупать у карелов. Еще в XIX веке для тренировки мальчиков использовали каменный топор. Ребята кирвасом рубили сосновый сухостой, разрабатывая мускулатуру. Женские орудия охоты: силки и детский лук. Саамы Йокостровья не занимались оленеводством. В условиях леса это не возможно. При хозяйстве были ездовые олени до 30- 50 голов. Держали собак оленегонных, не крупных, похожих на лайку. Они выполняли охранные, охотничьи и изредка ездовые функции, были доброжелательны к детям. Собака доживала в семье до самой старости. Покупали их в Финмарке. Стоимость собаки доходила до 5 оленей. Собачьи упряжки использовали для развоза зимой почты. Но их было немного, т.к. существовали сложно­ сти с заготовлением корма, который состоял, в основном, из окуня и щуки. Основное жилище - ко'авда (вежа) - стационарная полуземлянка, глубиной 1,5 м., диаметром 5-6 мет­ ров..Обустраивалась сначала костром, впоследствии камельком. Напротив входа были расположены изображение саамских богов. В основном это были предметы из дерева. Например, определенного вида коряга могла символи­ зировать божество. После принятия христианства в этом месте стали располагать иконы. Позднее уже не вырыва­ ли яму под вежу, а стали делать сруб из 3-4 венцов. Был дополнительный вход-выход, частично подземный. Через 89Чивизга-йокостровский диалект.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz