Островский, Д. Н. Лопари и их предания / сообщ. Д. Н. Островского. - [Б. м. : Типография А. С. Суворина, 1889]. – [17 c.]. - (Известия Русского географического общества ; 1889, т. 25, вып. 4).

— 15 — каса. Они в4рятъ, что если крикъ ихъ услышать на тощакъ, то случится, несчастье или смерть. Для исцгЬлешя болезней, лопари прячутъ въ стены церкви деньги въ виде жертвы умершимъ родственниками Когда недавно возоб­ новляли церковь Bodenes, то въ стЬнахъ нашли 130 старыхъ нор- вежскихъ, датскихъ и шведскихъ монетъ. По свидетельству преж- нихъ пасторовъ (Scheffer, Lapponia), лопари самое здаше церкви считали особымъ божествомъ. Кроме разсказовъ, имегощихъ до некоторой степени истори- ческш характеръ, или характеръ веровашй, въ среде лопарей pas- сказываетея не мало сказокъ, но, по мнешю норвежскихъ ученыхъ, въ большинстве случаевъ эти сказки заимствованы отъ норвежцевъ, финновъ или русскихъ. Это мнеше безспорно верно въ отношенш техъ сказокъ, где действующими лицами являются короли, коро­ левичи, принцессы, поэтому, казалось бы, наиболыпаго внимашя заслуживаютъ сказки, взятыя изъ жизни животныхъ. Ихъ проф. Фрисъ считаетъ старейшими, но эти сказки очень немногочисленны, и замечательно, что въ нихъ олень, съ которымъ такъ тесно свя­ зана жизнь лопаря, почти не играетъ никакой роли. Это, по моему мненно, также указываетъ на заимствоваше сказокъ изъ другой, не лопарской среды. Вообще, надо сказать, что лопари, привсехъ ихъ нередко замечательныхъ умственныхъ способностяхъ, при крайней впечатлительности и воспршмчивости, повидимому, вполне лишены творческой фантазш: ихъ песни поются самымъ однообраз- нымъ несложнымъ речитативомъ и носятъ исключительно самый неинтересный описательный характеръ. (Лопарь поетъ куда онъ едетъ, на какой кережке онъ едетъ, на какомъ олене, какой хо- мутъ на олене, въ чемъ онъ самъ одЪтъ, какхя у него ленточки на шапке и т. д. и т. д.). Какъ примеръ заимствовашя и пересказа, я приведу здесь за­ писанный (Зшдз1ай’омъ разсказъ, напоминающш нашу былину о На­ стасье Микулишне: Жилъ былъ богатырь; искалъ онъ встречи съ равными ему по силе и разъ увидель въ поле следъ консшй. По следу было видно, что проехалъ тутъ человекъ сильный: ноги коня уходили въ землю по колено. Пустился богатырь догонять всадника, настигъ его и ударилъ сзади железной палкой пять пудъ весомъ. Всадникъ только ' почесался, да промолвилъ „ишь ты, вошь проклятая!" Бросц^ богатырь палку, выдернулъ съ корнемъ березу и ударилъ * всадника. Тотъ это только за блоху принялъ и едетъ дал*, (330)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz