Островский, Д. Н. Лопари и их предания / сообщ. Д. Н. Островского. - [Б. м. : Типография А. С. Суворина, 1889]. – [17 c.]. - (Известия Русского географического общества ; 1889, т. 25, вып. 4).

— 12 — Въ Печенге и въ Коле въ это время, говорятъ, пр. Трифонъ многихъ лопарей уже просветилъ крещешемъ. Нойды или кебуны за это на него сердились, а также и на лопарей, которые крести­ лись. И вотъ, на зло лопарскому апостолу и крещенымъ, они взду­ мали запереть Печенгскш и Кольскш валивы и для этой цели по­ плыли на отделившейся земле къ заливамъ. Когда же нойды подъ­ езжали къ заливамъ то ихъ заметили на берегу люди и закричали: земля идетъ! Люди кричавпие окаменели, а земля остановилась и образовались острова Айковы и Кильдинъ *). Не указываютъ ли эти разсказы на то, что лопари обитали на Севере во времена доисторичесшя и были свидетелями какого-то громаднаго геологическаго переворота? Это м н е те до неко­ торой степени подтверждается, мне кажется, и темъ, что цепь горъ идущую отъ Kjolen къ Энаре, лопари зовутъ Suoelotsjilgi — Цепь Острововъ, вероятно, отъ того времени, когда северъ Скандинавш лежалъ подъ водой и эти горы возвышались надъ волнами въ виде острововъ. Какъ профессоромъ Фрисомъ 2), такъ и гг. Quigstad и Sandberg’- омъ3) собрано, помимо историческихъ преданш, не мало сказокъ въ собственномъ смысле, приметъ и поверш. Лопари верятъ, что мертвые продолжаютъ жить после смерти точно также же, какъ жили на земле, ездятъ на оленяхъ и проч. Поэтому прежде на могиле покойнаго они закалывали оленя, теперь платятъ священнику за похороны непременно оленемъ. Небо полно предметами лопарскаго обихода. Большая Медведица назы­ вается Dovgak—лукъ, созвезд1е Орюна Skipak—лыжи, а Три царя или поясъ OpioHa называется грузилами отъ невода. По вероватямъ лопарей, мертвые слышатъ людскую речь, мо- гутъ сделать хорошую или дурную погоду. Значительную часть лопарскихъ разсказовъ составляютъ разсказы объ искусстве волхвоватя и о способности делаться оборотнемъ по своей собственной воле и въ наказаше за какое нибудь худое дело. *) Записано свящ. Щеколдинымъ со словъ лопаря Васшия Летова, а преда- ше въ первый разъ онъ слышалъ отъ умершей 100 л&тней девицы Сусловой. Было помещено въ „Голос£“ въ 1883 г. 2) Lappisk Mylholodi Eventyr og Folkeagn 1871. Lappiske Evenlyr og Folkesagn 1888. (327)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz