Островский, Д. Н. Лопари и их предания / сообщ. Д. Н. Островского. - [Б. м. : Типография А. С. Суворина, 1889]. – [17 c.]. - (Известия Русского географического общества ; 1889, т. 25, вып. 4).

— 10 — Сталло продставляетъ русскаго или норвежца, собирающаго дань, угнетающаго лопарей. Сталло такой же челов4къ, какъ я и ты, говорятъ лопари, но отъ дьявола дана ему большая сила и онъ можетъ делаться обо- ротнемъ. Т£ла убитыхъ имъ людей онъ зарываетъ въ землю и самъ желаетъ быть зарытымъ въ землю (Лопари просто кладутъ умер- шихъ въ Kjoerris и покрываютъ камнями, или просто оставляютъ подъ открытымъ небомъ). Сталло дерется кулакомъ, а иногда царапается, кусается, пи­ нается ногой, но убиваетъ всегда ножемъ. Ножемъ же надо и отъ него защищаться, такъ какъ кром^ ножа его можно убить только серебряной пулей. Деньги Сталло всегда носитъ съ собою за спи­ ной. Если убьешь Сталло, надо убить и его собаку, иначе она ста- нетъ лизать его кровь и Сталло оживаетъ. Противъ Сталло также всего удачнее действовать хитростью. Разсказы о Сталло весьма многочисленны и разнообразны. Не менее интересными представляются разсказы лопарей, отно­ сящееся къ первымъ временамъ приняйя ими хрисйанства. Первымъ изъ Энарскихъ лопарей принялъ лютеранскую веру известный силачъ, знаменитый между лопарями Vuolab. Онъ бого- творилъ одинъ камень, но, по совету пастора, однажды не послушался своего божества и пошелъ на ловъ въ совершенно противополож­ ную сторону, а не въ ту, на которую ему указывало божество. Ловъ былъ удаченъ и камень потерялъ значеше въ глазахъ Vuolab и онъ его разбилъ и сжегъ. Не мало разсказовъ сохраняется въ среде русскихъ, а также и норвежскихъ лопарей о первомъ проводнике православ1я, пре- подобномъ Трифоне. Въ Kjbfjord, какъ разъ противъ Nordre dervaag, возвышается боль­ шой утесъ, называемый лопарями Akkobaft. Въ старину на этомъ утесе лопари приносили жертвы Акко (бабушка), женеАф'а, самагомогу- щественнаго изъ боговъ, дабы получить богатую добычу отъ охоты на земле и на воде. Теперь, когда настала крестовая вера, они жертвъ больше не приносятъ, но Акко до сихъ поръ стоитъ на берегу въ виде большаго камня. Жилъ святой Трифонъ, крестникъ Господа Бога. Онъ построилъ церковь въ Goevnjes *) и началъ проповедь противъ язычниковъ и колдуновъ. Когда онъ услыхалъ про то, что творится на Акко, *) Пограничный водопадъ на р. Пазй. (325)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz