Методические рекомендации для создания тематических музейных выставок (краеведческих, художественных), в том числе интерактивных или иммерсивных экскурсионных продуктов с использованием элементов дополненной реальности о культуре коренных малочисленных народов Севера Мурманской области – саамов. – [Мурманск, 2023]. – 36 с.: ил.

Композиция, приемы построения экспозиционных комплексов ♦ із з Композиционное построение экспозиционного комплекса должно соответствовать его содержанию, целевой установке, значению в нем каждого экспоната. В комплексе может выделяться ведущий и/или центральный экспонат. Ведущий экспонат — предмет в экспозиции, несущий наиболее полную смысловую и образную нагрузку. Ведущий экспонат может быть выделен в экспозиционном комплексе, в теме, в зале. Ведущий экспонат выделяется композиционно, становится основным компонентом архитектурно-художественного решения экспозиции, используется для создания акцента. Чтобы сосредоточить внимание посетителей на каком-либо основном объекте, можно создать большое свободное пространство вокруг него, выделить его цветом фона или фактурой материала, используемого для фона, направленным освещением. Приемы выделения экспонатов Распространенный прием композиционного выделения ведущего экспоната - группирование экспонатов в комплексе вокруг главного из них. Если объекты мелкие и маловыразительные, следует прибегать к разным приемам оформления. Прием концентрации, или «сгущения», экспонатов - применяется в случаях, когда необходимо усилить впечатление от показа подлинных предметов, важных для раскрытия темы, и для этого их показывают в большом количестве. Такой прием возможен при демонстрации массового материала, например, однородных предметов декоративно-прикладного искусства. Прием реконструкции - воссоздание или воспроизведение на научной основе когда-то существовавших связей между предметами. Используется для создания ансамблевых экспозиционных комплексов. Здесь необходимо соблюдать принцип исторической действительности, хронологической последовательности экспонатов, соответствия их культурной среде бытования. Прием линейного показа - предметы группируются по одной линии в ряд, близко друг к другу. Используется при создании систематического комплекса для показа процесса развития, особенностей какого-либо явления. Ярким примером использования такого приема могут служить саамские клейма. Прием группировки - один музейный предмет дополняет другой, помогая лучше раскрыть его содержание. Например, рядом с фотографией охотника помещаются предметы охотничьего снаряжения, подобные тем, что изображены на фотографии.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz