Методические рекомендации по подготовке туристско-экскурсионных программ и текстов экскурсий, посвященных культуре, быту и традициям кольских саамов. – [Мурманск, 2023]. – 60 с.: ил.
Запас пороха некоторые охотники носили в особом деревянном рожке у пояса, чтобы порох не отсырел. Собака до времени шла «к ноге», то есть на близком расстоянии отохотника. Если на охоту шли по снегу, охотник выезжал в керёже, запряженной одним оленем. Сзади на привязи шел олень-маныцик. Когда начиналась охота, собаку, по мере необходимости, отпускали с привязи на поиски оленьих следов. Как только след был найден, собаку опять брали «к ноге», а оленя с керёжей ставили «на прикол». Охотник отправлялся по следу зверя пешком или на лыжах, с маньщиком на вязке. Чтобы сосредоточиться во время преследования оленя-дикаря («чтобы не разбегались глаза» и «не отвлекался слух»), охотник клал себе «на зубок» небольшой камушек, который держал между зубами все время преследования. Выпадет камушек — потеряешь зверя. Камушек был наговорный, однако текст наговора остался неизвестным. Смысл всех этих приготовлений и предосторожностей — не выдать себя человеческим запахом, максимально замаскироваться, сосредоточиться. Кроме того, на охоте может встретиться и хирвас, может произойти несчастный случай, а по обычаю «помирать надо в чистом белье». Еще до выступления в путь охотник «держит ответ», то есть дает обет, клятву, что первый добытый олень-дикарь будетупотреблен в пищу только самим охотником, «себе», то есть себе на пользу; что это значит—увидим из дальнейшего изложения[11]. Церемония жертвоприношения первого дикаря Мяндашу Дед Никиты Семеновича Матрехина учил его, ка к надо обращаться с тушей первого убитого в году дикого оленя, чтобы жертва была принята. Убив дикаря, охотник подвозил или подносил тушу поближе к кувасу или к веже, вообще к томужилью, в котором он жил, кочуя на охоте. Не доходя до куваса, он подыскивал удобное место для предстоящей церемонии жертвоприношения. Это место обязательно должно было быть расположено у подошвы вараки, то есть горки, покрытой лесом. [11] Чарнолуский В. О культе Мяндаша // Скандинавский сборник. Таллин: Ээсти Раамат, 1966. Вып. 11. С. 303-304.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz