Методические рекомендации по подготовке туристско-экскурсионных программ и текстов экскурсий, посвященных культуре, быту и традициям кольских саамов. – [Мурманск, 2023]. – 60 с.: ил.
Прошло немного времени — появился, золотой и серебряный слитки в руках держит. Отдал их охотнику и говорит: — Пусть саамы, когда у них нужда случится, сюда приходят. Мы всегда дадим им столько, сколько нужно будет. Гэворят, чахкпи долгое время саамов поддерживали, во всем им помогали. До тех пор, пока кто-то разбогатеть не надумал[10]. Долгий путь потребует остановки. На парковке, конечно — но лучше уже не на главной дороге, чтобы место было живописнее. И если отправились в путь вечером зимой, можно завести разговор о Северном сиянии. Оно иногда нас радует в раннее для него время. Может случиться и в 16 часов. Редко, но бывает. Тут к месту как раз саамские легенды и стихи про Северное сияние. Саамы Кольского полуострова представляют собой совершенно самостоятельную этнографическую группу, которую называют Кольскими саамами. Основа их жизни — рыболовство, охота и конечно же оленеводство. Как саамы говорят: «Олень отдает себя человеку весь». И, действительно, до последней жилочки олень будет использован человеком. Это — транспорт, еда, одежда, обувь, убранство жилища, инструменты, украшения. Много обрядов связано с этим. В первую очередь, подготовка к охоте и добыча первого оленя. Приведу отрывок из произведения В. Чарнолуского «О культе Мяндаша». Некоторые обычаи, связанные с охотой на дикого северного оленя. Матрехины рассказали о таких обычаях: отправляясь на охоту за дикарем, что бывает в августе-сентябре, лопарь-охотник накануне вечером ходил в «баню». Перед пылающим камельком в тупе или перед очагом в веже он обмывался водой с головы до ног. Ему помогала жена. После купания он надевал свежее белье, на ночь ложился спать отдельно отжены — на улице, в амбарчике, в болокеб. Встав рано утром и не заходя в дом, он надевал свежую, хорошо проветренную верхнюю одежду. На руки надевал начисто отстиранные белые рукавицы из холста (по другим данным — из белого камуса). В глубокую старину будто бы надевали еще белые балахоны из холста (по словам охотников-старожилов, этих балахонов они уже не застали). В руках — кремневое шомпольное ружье, так называемая «гремяха». На груди — шитый бисером нагрудник (пунырьв) —украшение каждого женатого человека, гордость мастерицы, жены охотника. Здесь, в особых мешочках, коробочках, полых косточках, в рожках хранились запасы кудели, пистонов, запас заранее отлитых пуль, кресала, огниво, запасные кусочки кремня. [10] Пация Е.Я. Семилетний стрелок из лука: Саамские сказки. Мурманск: Мурманское книжное издательство, 1990. С. 7-11. 28 « « « « «
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz