Методические рекомендации по подготовке туристско-экскурсионных программ и текстов экскурсий, посвященных культуре, быту и традициям кольских саамов. – [Мурманск, 2023]. – 60 с.: ил.
Замечательная легенда о олене Мяннташш (у этнографов Мяндаш). Ее вариантов тоже немало. Вот один из них. В мифе говорится, что родила этого оленя старуха нуэйт. Когда-то наскучило ей находиться в человечьем обличье и приняла она образ важенки. Гуляла с дикими оленями и забеременела, но рожать в оленьем образе побоялась и вновь обернулась женщиной. А сынок-то возьми и олененком родись. Делать нечего: кормила старуха его своим молоком, пестовала. Вырос олень большим, красивым и спросил у матери, кто же у него отец. Призналась та, что был его отец оленем. Узнав об этом, сын подался к отцу в тундру. Отсюда и запрету саамов появился — не убивать вожака д и ки х оленей. Если нарушался запрет, все олени покидали те места, где был убит их вожак. С тех пор Мяннташш и стал божеством, и прозвали его Мяннташш-пырре, что значит Мяннташш-благо. Он считается родоначальником саамов[81. Изображение Мяндаша можно найти на улице Сафонова в Мурманске. На доме № 18 есть соответствующий мурал. Может быть, перед поездкой к саамам вы с туристами в ходе экскурсии по Мурманску сможете проехать мимо? Почти в каждой сказке действующими лицами будут медведь и олень, поэтому не рассказать сказку о медведе — обидеть. Приведем одну из них. Медведь-жених Однажды Акканийди отправилась за водой и с полными ведрами уже возвращалась домой, когда из-за камня выскочил медведь. Сначала зверь попросил напиться воды, а потом стал просить Акканийди выйти за него замуж, иначе угрожал ее съесть. Девочка отговаривалась тем, что она еще маленькая, у нее на голове нет перевеське — обруча, что носятдевушки на выданье. Но медведь готов был подождать, пока она подрастет: он схватил А кканийди и утащил к себе в лес, чтобы она стала у него маленькой хозяйкой. Хозяйство же у медведя было большое: в хлевах стояли коровы и овцы, а один амбар был весь опутан цепями. Медведь велел девочке заботиться о скотине, в амбар же не ходить. В этом амбаре зверь держал Гром, которого сумел ухватить за бороду и уволочь к себе во время битвы стихий. Каждый день медведь уходил на охоту и приносил всякого мяса, даже человечину, что особенно пугало Акканийди. [8] Большакова Н.П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем. Мурманск: Мурманское книжное издательство, 2005. С. 262.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz