Методические рекомендации по подготовке туристско-экскурсионных программ и текстов экскурсий, посвященных культуре, быту и традициям кольских саамов. – [Мурманск, 2023]. – 60 с.: ил.
Позволим себе процитировать Сергея Васильевича Максимова. Его очерки — описание народов в районах Белого моря, Ледовитого океана, написанные в далеком 1856 году — по-прежнему интересны. А язык какой живой! Небольшая цитата из книги «Год на Севере». Рассказывает колянин — человек простой, рассуждает по-своему и обидеть никого не хотел: По лопарским-то вон угодьям горностай бегает, выдра в море идет, росомаха роет норы в скалах. Та опять-таки и то не наше угодье, и не след нам лопаря обижать. Лопарь, известно, не умный человек; ему Гэсподь такого разума не дал, хоть бы вот ка к нашему брату. Лопаря обидеть легко, потому он добр; придешь к нему в вежу — всем потчует. Вчерашней рыбы не подает, а живую тащит, сегодняшнюю. А выпьет — драться не лезет: не то, что наш помор; а тыего поцелуй, тысам его зазови в гости, ты с ним крестом поменяйся, крестовым братом назови. Так он за тебя тогда душу свою заложит и выкупать не станет. Вотони каковы человеки есть — добрый народ[1]. В заметках Василия Ивановича Немировича-Данченко: Честнее и добрее я не знаю народа. Честность лопарей доходитдо странного. В одном погосте жаловались, что русские промышленники обижают их: — Ровдуги берут, на глазах возьмут и унесут. — Как же вы их не остановите? Вас много, а он один, чего же вы боитесь? — Мы не боимся. А только ка к показать человеку, что он вор? Нам стыдно![2] В лопарской семье д ра ка неизвестна. Муж никогда не скажетжене сурового слова. Она ему тоже. Он даже не назовет ее по имени, а величает ее чайкой, важенкой, вообще каким-нибудь ласкательным прозвищем![3] Действительно, мирное сосуществование веками длится между коренными народами Севера и русскими, пришедшими сюда. В отличие от принудительной ассимиляции саамов в Норвегии и Швеции вплоть до середины XX века. Чуть мягче этот процесс был в Финляндии. Саамы — народ, не создавший свою государственность. Его жизнь и особенная, и часть жизни народов государств северных территорий. Оттого долгой была эпоха двоеданства, когда саамы отдавали налог пушниной и российским сборщикам налогов, и Датского королевства. Но не будем так глубоко погружаться в историю. Для этого лучше прочесть труды замечательного писателя и историка И.Ф. Ушакова. [1] Максимов С.В. Год на Севере. Мурманск, 2015. С. 14. [2] Немирович-Данченко В.И. Лапландия и лапландцы. Публичные лекции, читанные в 1875 г. в С.-Петербургском педагогическом музее. Мурманск, 2019. С. 38. [3] Там же. С. 40. 18
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz