Методические рекомендации по использованию в современном социокультурном контексте, в том числе для создания региональных творческих, декоративно-прикладных и туристских продуктов, нематериального культурного наследия коренного малочисленного народа Севера Мурманской области – саамов. – [Мурманск, 2023]. – 76 с.: ил.

С родильным обрядом связаны жертвоприношения богине Саракке, которая помогала при родах. Эти жертвоприношения были бескровными и делались во время родов или сразу после рождения ребенка: например, варили кашу после появления младенца и ставили ее под дверь. Известны данные, что могли приносить в жертву и животных женского рода. С беременностью связан обряд гадания о том, кто родится. Обряд крещения связан с христианизацией саамов Кольского полуострова. Как отмечает этнограф Н.Н. Волков, христианскими обрядами сопровождались обряды жизненного цикла: рождение ребенка, вступление в брак и похороны./1б/ Важным вопросом первого периода появления ребенка в семье был вопрос о его крещении. В древности обряд крещения существовал вместе с обрядом смывания крещения, во время которого совершалась перемена имени ребенка. Считалось, что так можно уберечь детей от болезней. Все обряды, связанные с новорожденным, были направлены на то, чтобы обезопасить ребенка и дать ему здоровье. В структуре погребально -поминального обряда кильдинских саамов можно выделить три периода: предпохоронный (момент наступления смерти, приготовление умершего к погребению , прощание с умершим), похоронный (захоронение или погребение ) и поспепохоронный (поминальный). С этим обрядом связаны «Представления о судьбе, жизненном пути». У современных саамов на кладбище ставят ограды, раньше такого обычая не было. [16] См.: Волков Н.Н. Российские саамы: историко-этнографические очерки / Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук, Саамский институт. СПб., 1996. С. 72.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz