Методические рекомендации по использованию в современном социокультурном контексте, в том числе для создания региональных творческих, декоративно-прикладных и туристских продуктов, нематериального культурного наследия коренного малочисленного народа Севера Мурманской области – саамов. – [Мурманск, 2023]. – 76 с.: ил.
Саамские клейма Клеймо — знак, налагаемый на предметы, метка, печать. Был еще знак собственности — там га, который ставился на различных предметах, деревьях, оружии, коже (шкуре). Изображения на этих знаках разные, но назначение одно — метка собственника. Часто клейма символически изображали какого-либо зверя, птицу, предмет или его части (оленьи рога, щучьи зубы, изгородь и т.д.). Родовая тамга является знаком, объединяющим, после фамилий, членов семьи, ей присущ характерный рисунокдля всех членов рода. Клейма передавались по наследству, немного видоизменяясь: выделяя сына, отец давал ему свое клеймо, добавляя или убавляя какую-то деталь. Клейма служили знаком собственности в качестве подписи, их ставили на карбасах, домашней утвари, веслах, керёжах и т.д. Позже на новых клеймах стали набивать начальные буквы имени и фамилии. Саамы знали клейма не только жителей своего становища, но и своих соплеменников, живших за многие километры в других погостах. Рисовать чужие клейма было равносильно подделке подписи. Саамские клейма имеют большое сходство со знаками рунического алфавита датского варианта. Возникновение клейм некоторые исследователи связывают с тотемизмом.[147] [147] Большакова Н.П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов... С. 134— 136.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz