Методические рекомендации по использованию в современном социокультурном контексте, в том числе для создания региональных творческих, декоративно-прикладных и туристских продуктов, нематериального культурного наследия коренного малочисленного народа Севера Мурманской области – саамов. – [Мурманск, 2023]. – 76 с.: ил.

2. Летние головные уборы Известны саамские женские и девичьи летние головные уборы. 1. Девичий головной убор назывался пёрьвесськ — круглой формы без верха, высотой около 10 см, шьется из красного сукна, расшивается бисером, поверх него обычно надевают шелковый платок. 2. Другой летний саамский головной убор — шоммш («шамшура») — праздничный головной убор замужней женщины из красного тонкого сукна, расшитого бисером, завязывается на голове красной лентой или тонкой косынкой, уплотненная передняя верхняя часть шапочки нависает козырьком надо лбом, поверх шапочки надевается однотонный шелковый платок, чаще с длинными кистями. Обувь саамов го 1. Зимняя обувь саамов К зимним видам обуви относятся ёррь, тубэрк, пима, бурка, коаммэ и другие: — ёррь («яры») — длинные меховые сапоги, сшитые из темных или белых койб, [144] с подошвами из оленьихлбов; — тубэрк («тоборки») — повседневная обувь высотой до бедер, которая шьется в основном из темного меха ворсом наружу, носится поверх меховых чулок и привязывается к поясу завязками; — кзаимствованной зимней обуви относятся пима, которые стали употребляться вместо яров. Пима «пимы» — праздничная зимняя национальная обувь до бедер, шьется из белых койб, украшается орнаментом из койб контрастного цвета и цветного сукна. Это высокая (до паха) обувь из оленьих шкур мехом наружу, с мягкой подошвой и круглым тупым носком. Чтобы пимы не спускались, их прикрепляют к поясу особыми ремешками, пришитыми спереди к верхним краям пимов; [144] Койба (или камыс) — шкура с ног оленя [Афанасьева Н.Е. Саамско-русский словарь. С. 116]; Керт Г.М. Словарь саамско-русский и русско-саамский: пособие для уч-ся нач. шк. Л., 1986. С. 40]. 54

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz