Методические рекомендации по использованию в современном социокультурном контексте, в том числе для создания региональных творческих, декоративно-прикладных и туристских продуктов, нематериального культурного наследия коренного малочисленного народа Севера Мурманской области – саамов. – [Мурманск, 2023]. – 76 с.: ил.

2. Клетней саамской одежде относился сарафан, который вошел в быт саамов к концу XIX века. Для названия данного вида одежды имелось две разные лексемы — коххт и сарафан. «Сарафаны могли быть заимствованы либо у коми, либо у русских. Сарафан, заимствованный у русских, назывался кохт».[142] Поверх сарафана саамы носили передник (фартэк — «фартук»,), сшитый из такого же, как сарафан, материала. Сзади передник завязывали тесемками. Под сарафан надевалась кофта, приталенная, ситцевая или шерстяная на ситцевой подкладке. Поверх сарафана надевали короткую пеструю кофту из ситца, шерстяной или шелковой ткани ярких оттенков на сатиновой подкладке. 3. К летней саамской одежде относится и паййт — «нательная рубашка», обыкновенно ситцевая, разных цветов. ГоЛОВНЬІб у б о рЫ СсШМОВ 1. Зимние головные уборы В саамском языке есть общее слово для обозначения всех видов зимних головных уборов — кабперь («шапка»). Мужская саамская шапка состояла из околыша красного или синего цвета, высокой четырехугольной тульи из материала другого цвета и наушников с тесемками. Шапки шили на меховой подкладке с опушкой. Женские суконные шапки, в отличие от мужских, имели высокую круглую тулью. «Иногда околыш и наушники делали из лисьего меха. В швы вставляли канты из сукна другого цвета. Шапка имела подклад из оленьего меха. Капперы украшали цветным сукном, бисером, иногда даже жемчугом. Женские зимние шапки сходны с мужскими, только тулья делалась не четырехугольной, а круглой ».[143] [142] Хомич Л.В. Указ. соч. С. 34, 37. [143] Там же. С. 33.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz