Методические рекомендации по использованию в современном социокультурном контексте, в том числе для создания региональных творческих, декоративно-прикладных и туристских продуктов, нематериального культурного наследия коренного малочисленного народа Севера Мурманской области – саамов. – [Мурманск, 2023]. – 76 с.: ил.
Самоназвание саамов — s am lin c , s am la , so bm e , s a pm e la s и др. Лопарями называли саамов их соседи: русские — лопарь; финны, карелы — Іаррі; шведы — Іарр. Но «лопарями» саамский народ в России называли лишь до 1930-х годов, сегодня это название устарело. В литературе о саамах наряду с названием «саамы» используется слово «саами».[5] Хотя саамы считаются на сегодняшний день одним из наиболее изученных этносов мира, проблема их происхождения остается недостаточно освещенной и дискуссионной.[б] Для разрешения этого вопроса начиная с XIX века было выдвинуто много гипотез, которые могут быть представлены в рамках трех основных концепций: 1) саамы — народ автохтонный, с глубокой древности занимает территорию на севере Европы; 2) саамы — пришельцы с востока или юго-востока: Приуралья, реже Зауралья и Западной Сибири; 3) в образовании саамов принимало участие как местное, так и пришлое население (европеоидное и монголоидное).[7] Саамы — народ самобытной арктической культуры, однако «культура их не образует круга явлений, присущихлишь саамам». Этнографическая самобытность коренного народа явилась результатом их проживания с незапамятных времен в суровых арктических условиях Севера, разнообразных культурных связей, которые исторически уходят в глубокую древность, соседства с карелами, русскими и скандинавами, о чем неоднократно встречаются замечания в этнографической литературе. В процессе освоения саамами северных пространств сложилась своеобразная арктическая культура этого северного народа, отличающая его не только от европейских соседей, но и от народов Зауралья (самодийцев, обских угров), сходных с саамами по условиям жизни. В общественной жизни саамов вплоть до начала XX века сохранялись пережитки первобытнообщинного строя.[8] [5] См.: Напольских В.В. Введение в историческую уралистику. Ижевск, 1997. С. 28. [6] См.: Манюхин И.С. Указ. соч. С. 3. [7] См.: Там же. С. 4. [8] См.: Чарнолуский В.В. В краю летучего камня. М., 1972. С. 255, 256.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz