Методические рекомендации по использованию в современном социокультурном контексте, в том числе для создания региональных творческих, декоративно-прикладных и туристских продуктов, нематериального культурного наследия коренного малочисленного народа Севера Мурманской области – саамов. – [Мурманск, 2023]. – 76 с.: ил.
Традиционный костюм Этнографическая самобытность коренного народа, проживание с незапамятных времен в суровых арктических условиях Севера, разнообразные культурные связи, соседство с карелами, русскими, коми-ижемцами и скандинавами оставили свой след в особенностях и названиях одежды саамов Кольского полуострова. Русский ученый-этнограф Н.Н. Волков в истории саамской одежды выделил три этапа. Рамки первого он обозначил процессами этнического обособления и племенной организации саамов, но уже в XVI—XVII веках родовые отличия саамов в одежде незаметны, встречаются наносные элементы, что явилось следствием меновых отношений с соседями. В изображениях костюмов западных и восточных саамов XVII века, представленных И. Шеффером и П.М. Ламартиньером, много общего: женские и мужские «каньги», мужские и женские «яры» с «огузеньем» и остатки мало изменившегося саамского древнего костюма. Второй этап отмечен процессами государственного разграничения саамских племен, христианизацией и, как следствие, севернорусским влиянием на кольских саамов, которое особенно заметно на женских и мужских головных уборах. Характерной приметой этого этапа является сочетание древнейших элементов самобытной саамской одежды и длительное сохранение черт старинного севернорусского костюма. Третий период в развитии саамской одежды связан с приходом ижемцев. Зимний костюм саамов вытесняется более практичной ижемской «малицей», все чаще появляется европейское платье, «типы одежды первого и второго периода встречаются лишь как пережитки и вновь не изготовляются».[134] [134] Волков Н.Н. Российские саамы... С. 43.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz