Методические рекомендации по использованию в современном социокультурном контексте, в том числе для создания региональных творческих, декоративно-прикладных и туристских продуктов, нематериального культурного наследия коренного малочисленного народа Севера Мурманской области – саамов. – [Мурманск, 2023]. – 76 с.: ил.

В бытовых сказках саамов воспеваются любовь к родным местам и романтическая любовь. Записаны саамские сказки о незадачливом старике, который напуган обыкновенной мышью (юмористические сказки). Ряд сказок посвящен взаимоотношению с христианским духовенством. В целом в сказках этого жанра у русских саамов, как и у других народов, нашли отражение бытовые и социальные стороны их жизни. Именно в бытовых сказках больше всего заметно влияние русской народной сказки на саамский фольклор. Для лопарской сказки характерно то, что она всегда привязана к конкретной местности.,[121] Пословицы, поговорки, загадки, приметы насыщены емкими, меткими, образными сравнениями. В этической системе саамов встречается порицание десяти самых распространенных пороков: насилие, лень, жадность, глупость, ложь, неблагодарность, трусость, пьянство, зависть, воровство. По мнению ученых, саамы «опередили» всех финно-угров, глубоко критикуя собственные этические недостатки. Ценным качеством саамы считают ум, однако отмечают, что он не всегда приносит ощутимую пользу. Трудовые навыки позволяют выживать в суровых северных условиях; болтливость относится к отрицательным качествам — слово необходимо использовать для одобрения поступков человека; богатство для саамов желательно, но заработать его можно только трудом. В пословицах о семье говорится о воспитании детей, указывается на необходимость хорошего отношения к родителям, друг кдругу . Есть пословицы о старости, болезни и смерти. Отношение у саамов к семье нейтральное. Не на последнем месте стоит здоровье. Анализ пословиц и поговорок обнаружил интересную особенность ценностей саамов: «Только у них фактор "пища" в народных афоризмах занимает последнее место на диаграмме. Если во всех исследованных финно-угорских пословицах и поговорках отзывы о пище преимущественно положительные, то у саамов — нейтральные. Возможно, у этноса были какие-то другие удовольствия, помимо пищи. Такая ситуация достойна уважения и свидетельствует о стоическом отношении народа к своей жизни». В результате проведенных исследований ученые пришли к выводу, что саамская система ценностей похожа на системы ценностей венгров, ливов, мордвы и удмуртов, представленных в их фольклоре, но значительно отличается от системы ценностей карел и финнов./7227 [121] См.: Саамские сказки: сборник / Сост., предисл. и примеч. Е.Я. Пация. Мурманск, 1980. С. 4-10. [122] См.: Глухова Н.Н., Глухов В.А. Системы ценностей финно-угорского суперэтноса. Йошкар-Ола, 2009. С. 79-87.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz