Методические рекомендации по использованию в современном социокультурном контексте, в том числе для создания региональных творческих, декоративно-прикладных и туристских продуктов, нематериального культурного наследия коренного малочисленного народа Севера Мурманской области – саамов. – [Мурманск, 2023]. – 76 с.: ил.

По мнению исследователей, в старину мифы и легенды (ловты) пелись и даже имели рифмованную форму, а циклы песен были объединены тематическим единством.[118] В процессе исторического развития саамский эпос утратил рифмованную форму. Чарнолускому В.В. удалось записать слова, которыми саамы обозначали разные жанры фольклора: майнс — сказки различного содержания и формы (парна-майнс — детские сказки, Тала-майнс — сказки о существе по имени Тала, купец-майнс — сказки о купцах, саре-майнс — сказки о царе, чакли-майнс — сказки о карликах и т.д.); ловта — миф, легенда (мифы о Мяндаше, Найнас, Рухтнас); сакки (по-русски — сказы, по-скандинавски — са ги ) — рассказы на патриотические темы; байса — бывальщины и побасенки, небольшие шуточные рассказы поучительного содержания, иногда заимствованные; муштоллы (в переводе — «на ум пало, на ум пришло») — рассказы о событиях дня, иногда такие рассказы бытовали в форме песен.[119] Однако единой и четкой классификации саамского фольклора в фольклористике и лаппонистике нет. Героические и исторические сказания и сказки показывают борьбу саамского народа со своими врагами — чудью, в которой им помогают смекалка, хитрость, колдовство. Позже появляются былины,[120] посвященные героическим подвигам саамских богатырей. В волшебных сказках действуют сверхъестественные существа: женщина-паук, чахкли. В тотемно-волшебных сказках о медведе, диком олене-хирвасе, других животных нашло отражение тотемистическое мировоззрение саамов. [118] См.: Там же. С. 12-13; Сенкевич-Гудкова В.В. К вопросу о трансформации саамского эпоса // Специфика фольклорных жанров: [сб. статей] / отв. ред. Б.П. Кирдан. М., 1973. С. 246; Кулинченко Г.А. Сказание о Мяндаше на камне //Саамская литература: материалы и исследования / Сост. В. Огрызко. М., 2010. С. 44 -47 . [119] См.: Чарнолуский В.В. О саамах и их сказках / / Саамские сказки. С. 12-13. [120] Относительно существования былин в фольклоре саамов существуют разные точки зрения. По мнению Беляевой Л.С., в саамском фольклоре нет такого жанра. См. об этом: Беляева Л.С. Указ. соч. С. 23.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz