Методические рекомендации по использованию в современном социокультурном контексте, в том числе для создания региональных творческих, декоративно-прикладных и туристских продуктов, нематериального культурного наследия коренного малочисленного народа Севера Мурманской области – саамов. – [Мурманск, 2023]. – 76 с.: ил.
Фольклор (пословицы, сказки, легенды и т.д.) ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф Фольклор саамов самобытен и своеобразен, он отражает жизненный уклад и духовный мир коренного народа Севера. Изучение коренного населения Русской Лапландии российскими учеными связано с созданием Санкт-Петербургской Академии наук (1724 год) и академическими экспедициями на Север после этого. Мно гие русские литераторы в своих книгах оставили записи фольклора и свои оценки его: С.В. Максимов (1856, «Год на Севере»), В.И. Немирович-Данченко (1903, «Страна холода»). Саамские сказки собирали М .М . Пришвин, Н.В. Пинегин, Н. Брискин, В.Ю. Визе, Д.Н. Островский , В.Н. и Н.Н. Харузины. Саамский фольклор собирал священник Пазрецкого прихода К.П. Щеколдин. Ценными источниками сведений о фольклоре кольских саамов стали книги этнографа, исследователя В.В. Чарнолуского, который неоднократно бывал на Кольском полуострове. Ему удалось собрать и перевести на русский язык саамский фольклор, в том числе миф об олене Мяндаше, особом божестве лопарей.[115] Этот миф долгое время хранился саамами в глубокой тайне. Материал, собранный Чарнолуским, позволил пролить свет на дохристианские верования саамов, связанные с диким северным оленем.[11б] В статье «О саамах и их сказках», открывающей сборник«С аам ские сказки», В.В. Чарнолуский отмечает, что свою историю саамы запечатлели в фольклоре: в легендах о некоем загадочном племени, которое они вытесняли с земли Кольского полуострова, в сказаниях о длительном периоде «подземной» войны и трех «нагонах» в течение ее. О каждом «нагоне» саамы складывали са ги .[117] Устное народное творчество саамов представлено разнообразными жанрами: мифами, сказками, пословицами и поговорками, загадками, приметами, песнями. Отсутствие письменности у саамов до конца XX века не позволило зафиксировать в чистом виде наиболее древние жанры фольклора, которые в наши дни существуют в измененной форме или исчезли вовсе. [115] См.: Чарнолуский В.В. Легенда об олене-человеке; Он же. В краю летучего камня. [116] См.: Чарнолуский В.В. О культе Мяндаша //Скандинавский сборник. Т. 11. Таллин, 1966. С. 301-314. [117] См.: Чарнолуский В.В. О саамах и их сказках / / Саамские сказки. М., 1962. С. 8-9.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz