Методические рекомендации по использованию в современном социокультурном контексте, в том числе для создания региональных творческих, декоративно-прикладных и туристских продуктов, нематериального культурного наследия коренного малочисленного народа Севера Мурманской области – саамов. – [Мурманск, 2023]. – 76 с.: ил.
Однако новый год начинался не с января, а с конца августа — начала сентября, что говорит о важности такого вида хозяйственной деятельности, как рыболовство. Кроме того, основу структуры календаря составляли промежутки времени неопределенной длины без фиксированного начала и конца, которые варьировались от 21 до 40 дней, поэтому количество месяцев в году могло составлять 13. Эти временные отрезки соответствовали определенным явлениям окружающей среды или хозяйственной деятельности. В старину саамы считали месяцы согласно прибыванию и убыванию луны, а также по изменениям в природе, [774] поэтому основным компонентом в саамских названиях месяцев года является лексема манн. Для наименования одного и того же временного периода могло быть несколько названий, взависимости от того, какой виддеятельности или природное явление имелись в виду: рэггэманн (месяц оленьего гона) и коллкэм-манн (месяц течки для конца сентября — октября), йууманн (месяц льда) и яввьр-манн (месяц озер для середины октября), одтыге манн (месяц нового года) и пассь-манн (месяц постов, или постный месяц, для периода конца декабря — января), порркманн (месяц пурги) и меххьц-манн (месяц охоты — январь-февраль); коаллк-манн (месяцлиньки) и суййн коссэманн (месяц сенокоса для обозначения июля). В саамском народном календаре ярче всего представлено традиционное занятие саамов — оленеводство (пять названий месяцев связаны с ним), одно название месяца связано с рыболовством, одно с охотой, одно с сенокосом. В названиях месяцев отражены времена года, природные явления, порядок месяца при счете в календаре, фауна, флора. Народный саамский календарь зафиксировал такое историческое явление, какхристианизация саамов — пассь-манн (месяц постов). Таким образом, время в дописьменной саамской культуре определялось прежде всего природными ритмами. В календаре отражены наблюдения саамов за периодическими изменениями в природе (погодно-климатическими условиями, состоянием флоры и фауны), последовательность хозяйственных сезонов и смена времен года. Наряду с исконными саамы пользуются заимствованными названиями месяцев (январь, февраль и т.д.). [114] См.: Большакова Н.П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов... С. 44. 42
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz