Методические рекомендации по использованию в современном социокультурном контексте, в том числе для создания региональных творческих, декоративно-прикладных и туристских продуктов, нематериального культурного наследия коренного малочисленного народа Севера Мурманской области – саамов. – [Мурманск, 2023]. – 76 с.: ил.
Народный календарь Одной из важнейших составляющих картины мира этноса является время, а слова, его обозначающие, относятся во всех языках к древнейшему слою лексики. Особую ценность представляет в этом плане народный календарь, который позволяет реконструировать картину мира саамов в ее наиболее архаичных аспектах, является важным источником изучения хозяйственного уклада населения. Названия народного календаря значительно различаются у разных народов, что объясняется разными природными условиями, особенностями социально-экономического развития этносов. Различны названия месяцев и у саамов, говорящих на разных диалектах,[112] что вызвано неодинаковыми хозяйственно-культурными особенностями, которые зависели от территории проживания группы и, как следствие, от традиционных промыслов: в лесных районах северной Швеции и Финляндии саамы занимались в основном охотой на дикого северного оленя и пушных зверей, лесным оленеводством; на побережье Северного Ледовитого океана — морским рыболовством; в горных районах Норвегии, Швеции и Финляндии — преимущественно оленеводством;[113] на Кольском полуострове у западных кольских саамов (нотозерских, бабинских, екоостровских) ведущую роль играло озерно-речное рыболовство, у северо-западных (пазрецких, печенгских, мотовских) — морское рыболовство. У восточных саамов значительную роль играло оленеводство, дополняемое промыслом семги. В XIX веке каменские саамы охотились на дикого оленя, все саамы охотились на крупных и мелких животных, птиц. В то же время саамский народный календарь не противоречит универсальной модели календаря в традиционных культурах народов мира. Саамский народный календарь представляет собой мировоззренческий комплекс, в котором отражены многие стороны жизнедеятельности саамского этноса на разных этапах его развития, а формирование саамского народного календаря происходило под воздействием многих внешних и внутренних факторов. У саамов существовали представления о четырех временах года: зиме (талльв), весне (кыдт), лете (кессь) и осени (чеххч). [112] См.: Там же. С. 57. [113] См.: Керт Г.М. Саамский язык... С. 39.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz