Методические рекомендации по использованию в современном социокультурном контексте, в том числе для создания региональных творческих, декоративно-прикладных и туристских продуктов, нематериального культурного наследия коренного малочисленного народа Севера Мурманской области – саамов. – [Мурманск, 2023]. – 76 с.: ил.

В то же время большой интерес возник к языческим саамским праздникам, которые сегодня возрождаются (Медвежьи игрища, Имание оленей) — они связаны с обрядовостью древних саамов. Так, например, Имание оленей был тайным праздником, поэтому неизвестно, когда точно он проходил. Скрывался не только от посторонних, но и среди саамов был делом посвященных. Известно только, что он был связан с периодом, когда у оленей начинался гон. Во время этого магического праздника саамы приносили жертвы духам леса и вод, просили благополучного исхода зимы, защиты от голода для себя, защиты от волков для оленей. Об этом празднике писал В. Чарнолуский: «Осенью лопари празднуют особый праздник. В этот день оленей не запрягают; все мужчины-саамы отправляются на Олений остров. Здесь происходит нечто вроде жертвенного приношения. Саамы складывают в пещере привезенные с собой оленьи рога. В древности на этом острове, по рассказам стариков, происходили состязания молодыхлюдей. Они выходили на бой голыми, с оленьими рогами на головах. Победитель получал в награду самую красивую девушку. По преданию, ни одна женщина не была на Оленьем острове, и стоило лишь женщине сесть в лодку, чтобы поехать на этот остров, как поднималась буря.»[109] Подробно праздникописан в романе Н. Большаковой «Алхалалалай»./77оу Медвежьи игрища в 1996 году возродил Национальный культурный центр с. Ловозеро. После удачной охоты на медведя совершались обряды. Начинались игрища: женщины и дети стреляли с закрытыми глазами из арбалета в шкуру медведя, прыгали через нее, метали копья и камни. Соревновались в ловкости и силе: в саамской борьбе, заарканивании оленей, поднятии тяжестей, стрельбе из арбалета .[111] К новым, придуманным праздникам относится Праздник чистого снега, который проводят в поселке Шонгуй, и спортивно-этнический праздник «Коампаль Ыйй» (Полярная ночь), который проходит в городе Мончегорске. [109] Большакова Н.П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов... С. 406 -407 . [110] См.: Большакова Н.П. Алхалалалай: Роман-эссе. Мурманск, 2003. С. 179. [111] См.: Большакова Н.П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов... С. 395. 40

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz