Методические рекомендации по использованию в современном социокультурном контексте, в том числе для создания региональных творческих, декоративно-прикладных и туристских продуктов, нематериального культурного наследия коренного малочисленного народа Севера Мурманской области – саамов. – [Мурманск, 2023]. – 76 с.: ил.

Узоры на кольских берестяных изделиях — чаще крупных размеров. У саамов традиционные художественные производства сохранились лучше, чем у карел и вепсов, н о и у них изготовление декорированных предметов не является, как прежде, делом каждой семьи. Орнаментирование обиходных изделий функционирует в виде любительских занятий, обычно среди женщин старшего поколения. Кроме того, изготовлением и распродажей декорированных изделий занимаются мастерицы-надомницы, а также работники специальных художественных мастерских. В таком модифицированном виде у саамов сохраняются еще меховая мозаика, аппликация, шитье бисером и вязание полихромных изделий. Уже в первые десятилетия XX века стали исчезать росписи по коже, резьба по бересте, несколько позже — создание художественных изделий на ткацких станках. Постепенно утратили свое значение и домашние производства, связанные с декорированием кости и дерева. Изображения животных и вообще реалистические изображения окружающей природы в изобразительном искусстве саамов наблюдаются редко. Хотя рисунки оленя саамы выполняют с большим успехом, но такие рисунки редко случается увидеть. Рисунки, вырезаемые ножом на кости и дереве, носят орнаментальный характер. Это же можно сказать и о тиснении на берестяных изделиях, на которых орнамент выдавливается тупым ножом или костью.[108] [108] См.: Косменко А.П. Традиционный орнамент финноязычных народов... С. 14; Волков Н.Н. Российские саамы... С. 49. 38 * * * * *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz