Методические рекомендации по использованию в современном социокультурном контексте, в том числе для создания региональных творческих, декоративно-прикладных и туристских продуктов, нематериального культурного наследия коренного малочисленного народа Севера Мурманской области – саамов. – [Мурманск, 2023]. – 76 с.: ил.

Саамы орнаментировали практически все изделия: традиционный костюм (головные уборы, плечевую одежду, ремни, пояса, варежки, чулки, оборы для обуви, обувь), изделия домашнего обихода (посуду, скатерти, колыбели, перемётные сумки, женские сумочки, шкатулки для хранения мелких вещей, игольницы, одеяла), орудия труда (ножи, прялки, веретёна, пряслица, вальки). Кроме того, узорами декорировали предметы транспорта (детали оленьей упряжи), изделия оленеводческого хозяйства (дощечки-«метки» для оленей, костяные ручки арканов, или «имальниц», для отлавливания оленей), орудия рыболовства (вязальные иглы, поплавки), изделия лесного и охотничьего хозяйства (ножи для снятия коры, охотничьи сумки, чехлы для ружей, пороховницы) и другие. Орнамент дополнялся перламутровыми пуговицами, блестками, цветными бусами, позументом. Для орнаментации использовалось все многообразие доступных материалов — кожа, мех, сукно, овечья шерсть, кость, дерево, береста. Во всех видах традиционного искусства кольских саамов доминировал геометрический орнамент .[Ю7] Узоры в различных техниках орнаментации бересты не отличаются сложностью. Они состоят исключительно из простейших геометрических фигур, распространенных и в других видах женских рукоделий — меховой мозаике, аппликациях сукном, вязании, частично бисерном шитье. Это диагональные и зубчатые линии, треугольники, веткообразные фигуры, квадраты с петлевидными элементами на углах, простые ромбы, круги (обычные и перекрещенные), а также мелкие кружково-циркульные узоры. [107] См.: Волков Н.Н. Изобразительное искусство саамов / / Народное творчество. М., 1939. № 3. С. 49; Косменко А.П. Традиционный орнамент финноязычных народов... С. 57 -58 .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz