Методические рекомендации по использованию в современном социокультурном контексте, в том числе для создания региональных творческих, декоративно-прикладных и туристских продуктов, нематериального культурного наследия коренного малочисленного народа Севера Мурманской области – саамов. – [Мурманск, 2023]. – 76 с.: ил.

Из них же саамы шили обиходные изделия: мешки и сумки различной величины и назначения, а также чехлы для колыбелей, коврики.[97] Для пошива и отделки одежды и обуви использовали оленьи шкуры, дубленые кожи, лисьи, заячьи и бобровые шкурки, которые вырабатывались в домашнем хозяйстве, а также покупаемые на ярмарке в Коле ткани — сукно, холст, ситец. Некоторые виды обуви шили из нерпичьих и тюленьих шкур.[98] Шкуры морских животных (гренландских тюленей, нерп, морских зайцев) шли на изготовление нарядных белых вожжей для праздничной оленьей упряжи, хозяйственных мешков и сумочек, а также весенне-летней обуви. [99] При декоративном оформлении бытовых изделий саамские женщины предпочитали применять кусочки шкур морских животных (нерпы или тюленя). Этими шкурками нередко украшали боковые части кожаных перемётных и женских сумок.,[100] Видовой состав искусства кольских саамов тот же, что и у зарубежных саамов. Однако полной идентичности с искусством финляндских и скандинавских групп все же нет. Орнаментика зарубежных саамов отличается от кольских прежде всего редкостью бисерного шитья. В отличие от русских и финляндских, скандинавские саамы не знали и меховой мозаики. Эти различительные черты лишний раз подтверждают предположение, что последние два приема орнаментации изделий у саамов Кольского полуострова распространились в исторически недавнее время. У русскихлопарей сохранились некоторые более архаичные, чем у западных саамов, приемы орнаментации: аппликация кожей по коже, кожей по бересте и др.[101] Узорное вязание распространено у саамов Кольского полуострова сравнительно слабо. Этот вид орнаментации изделий считается более поздней традицией , чем декорирование мехом, кожей, а также резьба по дереву и кости. Техника вязания шерстяных изделий была перенята саамами от более южных соседей. Информаторы подчеркивали, что они вяжут «карельским» способом, при котором нить петлей накидывается на спицу, но не подхватывается ею. [97] См.: Косменко А.П. Народное изобразительное искусство саамов Кольского полуострова ХІХ-ХХ вв.: этнографический очерк. Петрозаводск, 1993. С. 12. [98] См.: Саамский костюм / [Мурм. обл. центр художеств, ремесел; сост. Кулинченко Г.А., Мозолевская А.Е.]. Мурманск, 2009. С. 5. [99] См.: Косменко А.П. Народное изобразительное искусство саамов... С. 14. [100] См.: Косменко А.П. Традиционный орнамент финноязычных народов... С. 27. [101] См.: Там же. С. 73.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz