Методические рекомендации по использованию в современном социокультурном контексте, в том числе для создания региональных творческих, декоративно-прикладных и туристских продуктов, нематериального культурного наследия коренного малочисленного народа Севера Мурманской области – саамов. – [Мурманск, 2023]. – 76 с.: ил.

Декоративно-прикладное искусство и ремесла Самобытность народно -прикладного искусства кольских саамов давно привлекала внимание исследователей. В работах этнографов XIX века упоминаются почти все виды декорирования изделий у саамов: росписи по коже, аппликация сукном, шитье бисером, вязание и тканье шерстяных изделий, резьба по бересте и дереву.,[92] В прошлом заготовка и украшение берестяных изделий были обычными ремеслами для каждой семьи, обычно ими занимались женщины, особенно девушки.[93] Из бересты изготавливались различных форм и назначения кухонные, бытовые и хозяйственные короба, а также скатерти, которые не отмечены у других народов Севера.,[94] На рубеже ХІХ-ХХ веков кольские саамы орнаментировали резьбой почти все деревянные предметы домашнего обихода, рыболовецкого, лесного, оленеводческого хозяйства, предметы для ручной работы.[95] Декорирование, широко распространенное у саамов Кольского полуострова, было связано, по мнению исследователей, с древними верованиями коренного народа: «...одежда и предметы быта, декорированные волосом, кусками шкур и кож от культовых животных, считались в архаических обществах могущественными оберегами их владельцев».[9б] Богатые самобытные традиции имеет шитье бисером. Отделка одежды и других изделий разнообразным бисером получила распространение на Крайнем Севере в XVIII—XIX веках. Бисером украшали женские головные уборы, праздничную упряжь оленей, игольницы, сумки для рукоделия. В условиях приполярной зоны мех и кожа были наиболее употребительными и древними материалами для шитья одежды и различных обиходных изделий. В XIX веке из шкур и кож саамы Кольского полуострова шили и украшали прежде всего зимнюю одежду, головные уборы, рукавицы, обувь. Для пошива одежды использовались различные части шкуры и кожи оленей. [92] См.: Косменко А.П. Традиционный орнамент финноязычных народов северо-западной России. Петрозаводск, 2002. С. 203. [93] См.: Там же. С. 53. [94] См.: Там же. С. 55 . [95] См.: Там же. С. 60. [96] Там же. С. 9.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz