Методические рекомендации по использованию в современном социокультурном контексте, в том числе для создания региональных творческих, декоративно-прикладных и туристских продуктов, нематериального культурного наследия коренного малочисленного народа Севера Мурманской области – саамов. – [Мурманск, 2023]. – 76 с.: ил.

Сквозные изображения на задней и боковой сторонах бубна непосредственно участвуют в формировании звука. Каждый отдельно взятый символ не просто декоративный элемент — он несет определенное значение. Изображения на мембране воплощают целостную картину Вселенной. Аэрофоны, четвертая группа: большинство таких инструментов являются подражательными. 1. Завывалка — вихревые аэрофоны (прерыватель вращается вокруг своей оси). На языке саамов — навьта. На плетеную кожаную нить укрепляется выструганная деревянная пластинка, которой придается вращательное движение вокруг своей оси. Издается звук, похожий на завывание ветра. Применяется для отпугивания злыхдухов. 2. Ж ужжалка — по-саамски хоуфф — вращающиеся аэрофоны (прерыватель вращается в своей собственной плоскости). На нить укрепляется деревянная пластина, затем оба конца нити связываются, им придается вращательное движение так, чтобы пластинка-прерыватель вращалась в собственной плоскости. Далее с помощью параллельных (сводящих и разводящих) движений рук издается звук, похожий на жужжание. 3. Полоска из коры — самозвучащие аэрофоны с прерывателем: струя воздуха попадает на пластинку, которая приходит в колебание и периодически прерывается. Полоску прижимают к губе и получают свистящие звуки. 4. Саамская свистулька — по-саамски нюрькамь. Изготавливается из ивы. Применяется в некоторых саамских танцах. 5. Инструмент фадно — описание встречается в этнографической литературе. Этот инструмент изготавливается из растения дудник, от которого и получил свое название. Фадно из семейства гобоев. Длина 1 50 -300 миллиметров. Имеет от трех до шести пальцевых (грифных) отверстий. В нижней секции инструмента (рядом с узлом ветвистой части растения) — продольный разрез. При вдувании струи воздуха через ротовое отверстие получается мягкое звучание, сходное со средним регистром кларнета. Такой тембр инструмента очень напоминает по звучанию саамские йойки. В проведении полевых работ он не был обнаружен.[97] Если проследить функцию музыкальных инструментов, то можно отметить, что так или иначе они являлись атрибутом какого-то обрядового сакрального действа или оберегом. [91] См.: Там же. С. 89 -92 .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz