Методические рекомендации по использованию в современном социокультурном контексте, в том числе для создания региональных творческих, декоративно-прикладных и туристских продуктов, нематериального культурного наследия коренного малочисленного народа Севера Мурманской области – саамов. – [Мурманск, 2023]. – 76 с.: ил.
Соловьев М 3 .[88 ] исследует инструментарий всего этноса саамов, поэтому в данном разделе будут описаны инструменты, которые встречаются и у саамов западных стран. Автор делит саамские народные инструменты на 4 группы: две первые — это идиофоны из кости, дерева, камня, металла, третья — мембранофоны, четвертая — аэрофоны.[89] Идиофоны, первая группа: инструменты, удар по которым производится непосредственно: 1. «Постучалки» — ударяемые стержни. Они изготавливаются из рожков молодого оленя, а также деревянных выструганных пластинок. Приводятся в действие путем удара друг о друга. Использовались для сопровождения некоторых саамских напевов в архаических ритуальных действиях. 2. Колотушка для бубна (молот в странах Скандинавии — staura, vetjere) — по инструменту ударяют не звучащим орудием. Изготавливается из основания рога самца оленя. По форме напоминает буквы Т или Y. Для ее хранения используется бобровая шкура. Кроме основной функции музыкального инструмента в архаичные времена они имели функцию оберега. 3. Инструменты из камня — литофоны, ударяемые каменные идиофоны. «Исследователи, — пишет автор, — выделяют три группы: звуковые камни в природной среде; адаптивные; инструменты из камня. Мы акцентируем внимание на первой группе как наиболее архаичной. У саамов встречается название "природные камушки". Звук получается в результате удара камня о каменьлибо фрикционным способом. Камни отличаются по составу, форме, размерам и издают разные по тембру и высоте звуки. Их высота и длительность зависят от многих факторов, в том числе — силы и точки удара, климатических условий и прочих».,[90] 4. Металлические идиофоны — колокольца (по-саамски келлах — языковые колокола). Колокольца снабжены укрепленным язычком. Предполагается, что они были заимствованы у скандинавских народов. Используются в функции опознавательного сигнала. [88] Соловьев И.В. — кандидат искусствоведения, этномузыковед, доцент кафедры музыки финно-угорских народов Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова, автор монографии «Саамские бубны: от архаики к современности» и научных статей по инструментарию саамов. [89] См.: Соловьев И.В. О музыкальном инструментарии саамов: некоторые уточнения классификации // Культурные коды двух тысячелетий. Материалы международной научной конференции 1 -4 декабря 2000 года. Петрозаводск, 2000. С. 89. [90] Там же. С. 90. 30
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz