Методические рекомендации по использованию в современном социокультурном контексте, в том числе для создания региональных творческих, декоративно-прикладных и туристских продуктов, нематериального культурного наследия коренного малочисленного народа Севера Мурманской области – саамов. – [Мурманск, 2023]. – 76 с.: ил.
Морфология саамского музыкального инструментария тесным образом связана с флорой и фауной Лапландии. Основной корпус инструментария составляют кости и иные анатомические части животных — рога, копыта, шкура и сухожилия оленя, медвежьи, волчьи клыки и когти, щучьи и лосиные зубы, горло арктической гагары, тетерева и гуся. Музыкальные инструменты выполняли культовую и хозяйственно-промысловую функции.[85] Изучение музыкальных инструментов саамов на российской территории не носило систематического характера . В книге Ирины Константиновны Травиной «Саамские народные песни», вышедшей в печать в 1987 году, есть сноска: «Музыкальных инструментов, по словам певцов саами, у них нет. Имеются, однако, сведения о наличии в XVII веке у саами шаманского бубна и однострунного смычкового инструмента, обнаруженного И.А. Богдановым. Записи музыки для этих инструментов отсутствуют».,[86] Второй причиной такого невнимания к инструментарию можно назвать то, что этномузыковедение как наука, которой мы владеем в настоящее время, в середине XX века только проходила этапы становления. С появлением научных статей по саамским народным инструментам И.В. Соловьева — этномузыколога, кандидата искусствоведения, доцента кафедры финно-угорских народов Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова — на рубеже XX и XXI веков появилась возможность увидеть разнообразие музыкальных инструментов народа саами. Инструменты названы по народному саамскому словарю, определены и атрибутированы исследователем по системе Хорнбостеля и Закса, которая классифицирует музыкальные инструменты по основному критерию: источнику звука. По этому критерию инструменты подразделяются на: • самозвучащие — идиофоны; • мембранные — мембранофоны; • струнные — хордофоны; • духовые — аэрофоны; • электрические и/или электронные — эпектрофоны.[87] [85] См.: Там же. [86] Травина И.К. Саамские народные песни. С. 5. [87] www.wikipedia.org 29
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz