Методические рекомендации по использованию в современном социокультурном контексте, в том числе для создания региональных творческих, декоративно-прикладных и туристских продуктов, нематериального культурного наследия коренного малочисленного народа Севера Мурманской области – саамов. – [Мурманск, 2023]. – 76 с.: ил.

Самой характерной чертой саамского песенного искусства следует считать еще и до сих пор сохранившуюся песню-импровизацию. Саамские песни лишены художественных образов. Они представляют импровизацию с совершенно конкретным содержанием. Во всех случаях импровизации у саамов песне предшествует известное явление, заставляющее обратить на себя особенное внимание, затем — творческий процесс создания песни и лишь после этого исполнение.[82] Необходимо не путать названия песен: йойка связана с песнями западных саамов, лыввьт — песня восточных (кольских) саамов. Своеобразное саамское пение не предполагает аккомпанемента на обычных инструментах, оно явилось результатом самобытного образа жизни саамов — полукочевого. Кроме того, лопари неохотно пели перед незнакомыми людьми, а тем более могли не показывать какие-то приспособления для извлечения звуков. Они оберегали свой фольклор. Поэтому под гармошку саамы пели русские и карельские песни. По инициативе руководителя Ловозерского ансамбля песни и пляски В.Д. Гуринова были воссозданы забытые национальные инструменты: навьт — «завывалка», хоуфф — «жужжалка», келлах — «колокольчики», придуманные самими участниками ансамбля — «постучалки, оленьи копытца, природные камушки».[83/ Наименования отражают материал и форму музыкальных инструментов, способ звукоизвлечения, в том числе со звукоподражаниями. Для изготовления музыкальных инструментов саамы использовали природный материал, находящийся в их распоряжении: оленьи копытца, камушки, языковые колокольца. Материалом одного из специфических образцов саамского бубна — чашеобразного типа — является березовый или сосновый нарост — кап.[84] Оленьи рога, деревянные выструганные пластинки использовалисьдля постучалок, завывалок, жужжалок. Основание рога самца оленя — для изготовления колотушки саамского бубна. Гусиное горло и мелкие камушки, песок — для изготовления сосудов-погремушек. Металлические стрелы использовалисьдля изготовления подвесок-погремушек. [82] См.: Волков Н.Н. Российские саамы... С. 67. [83] Киселев А.А., Киселева Т.А. Советские саамы: история, экономика, культура. Мурманск, 1987. С. 169. [84] См.: Соловьев И.В. Инструментальные основы музыкальной культуры саами: автореф. д и с .... канд. искусствоведения: 17.00.02. СПб., 2012. С. 12. 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz