Методические рекомендации по использованию в современном социокультурном контексте, в том числе для создания региональных творческих, декоративно-прикладных и туристских продуктов, нематериального культурного наследия коренного малочисленного народа Севера Мурманской области – саамов. – [Мурманск, 2023]. – 76 с.: ил.
Музыкальное искусство и музыкальные инструменты Долгое время считалось, что у саамов не было музыкальных инструментов. Об этом писал в свое время русский ученый-этнограф А.И. Кельсиев, посетивший русскую Лапландию в последней четверти XIX века: «Лопари не имеют никаких музыкальных инструментов, не поют и песен не знают».. [77] Вероятно, это заявление авторитетного ученого не способствовало интересу к изучению музыкальных инструментов саамов, тем более что еще один российский ученый — Ю. Визе, посетивший Кольский полуостров в начале XX века и собиравший саамские песни, подтвердил: «Своим собственным музыкальным инструментом лопари не обладают, но перенятая от поморов “ гармошка” начинает приобретать среди лопарей большую популярность; однако на гармонии они совершенно не играют своих мелодий, предпочитая в данном случае русские и карельские мотивы».[78] В.И. Немирович-Данченко отмечал однообразие саамских мотивов, что объяснял влиянием окружающей природы, сделал ценные замечания о музыкальности песен саамов: «Напев их представляет постоянное повышение и понижение тона на терцию. Лопарская песня чрезвычайно напоминает переливание воды в ручье, тихое журчание потока».[79] Музыкальная культура саамов, самобытная и уникальная, является одной из древнейших культур северных народов. Животные, птицы и люди, изображенные на рисунках, служат основой для музыкальной семантики саамских народных песен.[80] Исследователь саамских песен И.К. Травина отметила две особенности этого жанра фольклора: графичность (рисуночность) и красочность. «Первая черта напоминает искусство резьбы по дереву или кости, характерное для народов Севера, вторая ассоциируется с цветовой гаммой северного сияния. Совокупность этих черт и создает неповторимость национального песенного колорита».[87] [77] Визе В.Ю. Лопарская музыка // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1911. № 6. С. 482. [78] Там же. С. 483. [79] Немирович-Данченко В.И. Лапландия и лапландцы. СПб., 1877. С. 213. [80] См.: Беляева Л.С. Саамская этнопедагогика: Учебное пособие по спецкурсу. Мурманск, 1991. С. 37. [81] См. об этом: Беляева Л.С. Указ. соч. С. 37.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz