Методические рекомендации по использованию в современном социокультурном контексте, в том числе для создания региональных творческих, декоративно-прикладных и туристских продуктов, нематериального культурного наследия коренного малочисленного народа Севера Мурманской области – саамов. – [Мурманск, 2023]. – 76 с.: ил.

В качестве любимого развлечения молодежи в зимнее время были широко распространены танцы, устраиваемые в наиболее обширных помещениях по вечерам. Проводились под гармошку вечеринки в домах игрищ — сирр -пэртэнь , танцевали преимущественно кадриль из шести «колен» («шестерка») или водили хоровод из восьми «колен» («восьмерка»). Как первый, так и второй танец саамы охотно танцуют до сих пор под гармонику или русские хороводные песни. Основными движениями в обоих танцах является хождение пар друг за другом по двое на одном месте. Иногда вращение бывает столь стремительным, что танцующая пара падает под хохот присутствующих. Танцуют с одинаковой охотой какхолостые, так и молодожены и даже мужчины и женщины пожилого возраста. «Саамы никогда не говорили, что они танцуют кадриль, они ее играли... Спросила — почему? Ответ прост: “Дак, играли. Танцевали-то краковяк” ». Танцевали также «светлый месяц», новые норвежские танцы, завезенные сюда колонистами из ст. Дроздовка с Мурманского побережья, «...пары, когда их наберется побольше, образуют круг и кружатся; в некоторых местностях играют при этом в гармонику, и просвещенныелопари вместо хоровода начинают танцевать заимствованные ими из Колы “ кандрель” , “ шестерку” или “ крест” (Нотозеро, Сонгелы)» “ Беседа” оживилась. Парни предложили “ съиграть кандрель или ланцьетъ” . Занесенные из Петрозаводска под именем игр, кадриль и лансье быстро привились в деревне и вытеснили старинные “ игры” . Стали танцевать кадриль в четыре пары. Танцевали без ошибок. Девушки неуклюже и неграциозно двигались взад и вперед; зато отличались парни. Они выкидывали всевозможные па, приседали, подскакивали, кубарем вертелись вокруг своих неповоротливых дам... быстро составилось лансье в восемь пар». Таким образом, обобщив немногочисленные сведения о хореографии саами, можно сделать следующие выводы: 1. Танцевальное искусство как таковое не было развито у саамов, проживавших на Кольском полуострове. 2. Языческие обряды саами и обряды нуэйтов включали в себя движения исполнителей, которые можно отнести к пляске, но сведения об этих танцах не сохранились по многим причинам, основной из которых была причина таинства этих обрядов и закрытости от постороннего наблюдателя. 3. С началом активной колонизации Кольского полуострова саами начинают перенимать бытовые танцы, привезенные русскими, карелами, норвежцами, финнами и другими народами, среди которых сохранились воспоминания о таких танцах, как: кадриль, хоровод «восьмерка», краковяк, полька, тустеп, па-де-спань. 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz