Методические рекомендации по использованию в современном социокультурном контексте, в том числе для создания региональных творческих, декоративно-прикладных и туристских продуктов, нематериального культурного наследия коренного малочисленного народа Севера Мурманской области – саамов. – [Мурманск, 2023]. – 76 с.: ил.

Танцевальное искусство По словам исследователей, «танцевальные жанры не характерны для саамского народного творчества», поэтому традиционные народные саамские танцы не зафиксированы. Современные народные танцы поставлены на основе немногочисленных бытовых обрядов саамов. Д.А. Золотарев, наблюдавший танцующих на вечеринке в Ловозере, отмечал: «Сюда проникли не только кадриль и полька, но и тустеп, краковяк, па-де-спань. Правда, новые танцы умеют исполнять не все. У лопарей самым большим успехом пользуется «опчая», когда в маленькой комнате буквально не остается пустого места и все как бы топчутся в общей массе».[75] По свидетельству информантов, саамы любили танцевать кадриль, которая на Кольском полуострове имела свои особенности по сравнению с кадрилью, исполняемой за рубежом. Традиционные танцы саамов связаны с мифологическими представлениями, обрядовым комплексом. В саамских танцах заключено пластически-образное мышление народа. Семантика народных танцев саамов состоит в подражании природе: танец ворона, медведя, оленя, они могли являться частью ритуального действа на основе почитания тотема. Ритуальные танцы рассматриваются каксвоеобразная форма пластически-танцевального проявления этноса, в котором отражены его мифо-религиозные представления. Одним из примеров исполнения ритуального танца является языческий осенний праздник — Имание оленей (Пудзэляшкант). Вот как описал праздник А. Никитин: «В назначенный день все вставали до восхода солнца, надевали на себя печки и липты, как мужчины, так и женщины, и превращались в “оленей” . В руки брали рога, и кактолько над окрестными холмами поднималось солнце, мужчины-“ хирвасы” запевали протяжную песню и начинали медленный, все ускоряющийся танец-кружение (подражание оленям). Через какое-то время от женщин отделялась одна “ важенка” и, приплясывая, вступала в круг танцующих. И тогда мужчины-“ хирвасы” , выставив вперед рога, вступали в бой за «важенку». После него, отбросив соперников, победитель демонстрировал свою победу над “ важенкой” , повторяя действия оленей во время гона».[76] Известно из различных источников, что нуэйты (шаманы) исполняли пляски с бубном во время совершения обряда. [75] Золотарев Д.А. Лопарская экспедиция. Л., 1927. С. 13. [76] Большакова Н.П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов... С. 406.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz