Методические рекомендации по использованию в современном социокультурном контексте, в том числе для создания региональных творческих, декоративно-прикладных и туристских продуктов, нематериального культурного наследия коренного малочисленного народа Севера Мурманской области – саамов. – [Мурманск, 2023]. – 76 с.: ил.

• Невозможно не отметить еще одну особенность интонирования исполнителями песен — это постоянное повышение тесситуры. Природа этого явления двойственна и характерна не для всех песен. Часто это связано с певческим дыханием исполнительниц и не касается ладовых характеристик песни. А иногда это дань форме импровизации, задуманное и преднамеренное перемещение песни по интервалам с возвратом к исходному устою. И одно, и второе качество является дополнительной краской и одновременно дополнительным «инструментом» достижения нужного состояния в песне. Набранный воздух исполнители стремятся использовать максимально и как можно дольше ведут фразу на одном дыхании. При этом завершенное высказывание не является признаком нового вдоха, момент вдоха может прийтись на середину нового высказывания или даже какого-либо слова этого высказывания. Взяв новое дыхание в переизбытке, начинают как будто «задыхаться», тем самым нагнетая внутреннее «давление» в организме. Дыхание становится все чаще и чаще, наконец, требуется остановка для балансировки (восстановления) дыхания в организме. Данная характеристика интонирования была зафиксирована и М.И. Чулаки: «Вообще, саамам свойственна манера исполнения, кривая напряжения которого резко нарастает. Начиная сравнительно тихо, более медленно и, часто, в более низкой тесситуре, певец через некоторое время достигает такого напряжения, что вынужден бывает иногда сделать короткую остановку, чтобы затем начать новую аналогичную волну нарастания». Эти наблюдения подтверждаются и экспедициями последнихлет на Кольский полуостров автора, что позволяет говорить о сохранности традиционного пения импровизаций. Яркой особенностью интонирования старинной песни-лыввьт, безусловно, является ее орнаментация — микрораспевы, морденты, форшлаги-«кружево», которыми изобилует мелодика импровизаций. Тема микрораспевов актуальна и перспективна для исследования в связи с появлением новых компьютерных технологий, что в будущем позволит расширить представление о феномене северной импровизации-лыввьт. Следует также обратить внимание и на приемы в поэтическом тексте импровизаций, а также умение исполнителя координировать мелодию и приходящий извне импровизационный текст, и мы получим комплекс сложного механизма со своей системой художественных средств. Все это невозможно заучить, это надо «впитать» из «звукового мира среды обитания», на это уходят годы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz