Методические рекомендации по использованию в современном социокультурном контексте, в том числе для создания региональных творческих, декоративно-прикладных и туристских продуктов, нематериального культурного наследия коренного малочисленного народа Севера Мурманской области – саамов. – [Мурманск, 2023]. – 76 с.: ил.

Достаточно подробно этот прием описал композитор и исследователь М .И . Чулаки, который в 1937 году побывал на Кольском полуострове в составе экспедиции в с. Ловозеро: «Вибрато производит впечатление почти одновременного звучания обоих тонов... Точная расшифровка и запись вибрато почти невозможны, ибо исполнитель никак не регламентирует ни количество ударов, ни интервалику, ни точный ритмический рисунок вибрато — все это зависит исключительно от вдохновения, увлечения и тому подобных причин. Все особенности исполнения саамами их песен проступают тем ярче, чем более певец увлекается: вибрато становится все более резким и напряженным, акценты — все размашистее в смысле диапазона между главной и вспомогательной нотами форшлага, рассекающие паузы — все более ощутимыми». • Характерной особенностью интонирования саамского пения является постоянная смена грудныхзвуков с горловыми, получается впечатление, как будто поющий все время «срывается». Данный эффект охарактеризован как пение с «флажолетными» призвуками (термин советского этномузыковеда-фолькпориста Э.Е. Алексеева),[73] которые возникают при активном запирании звука, и элементами гортанной техники во время звукоподражательных возгласов в пении (например, подражание рыку медведя, хорканью оленя). Здесь хочется обратить особое внимание, что горловое пение у саамов отсутствует. Горловое пение как явление детально исследовано и описано (благодаря сложившейся методологической школе сибирских ученых-исследователей) Э.Е. Алексеевым, В.В. Мазепусом, Ю.И. Шейкиным и их учениками. Определение «горловой» получило статус термина как прием пения. Детально специфика горловой фонации рассмотрена в работах Б.П. Чернова и В.Т. Маслова. Основные ее характеристики таковы: горловое пение — тип двухголосной фонации; пение с текстом во время данной фонации исключено; в фонации одновременно участвуют и голосовые, и вестибюлярные (ложные) складки. Подробное описание феномена горлового пения у народов Сибири позволяет сделать вывод об отсутствии данного вида пения у саамов.[74] • Монотонная , с горловыми «всхлипами», старинная песня-лыввьт исполняется в среднем или довольно низком регистре. Характерна сильная назализация звука. Лицо исполнительниц во время пения очень спокойно, губы малоподвижны, что позволяет делать выводы о подвижности корня языка и гортани, то есть о «внутренней артикуляции». [73] См.: Алексеев Э.Е. Раннефольклорное интонирование: звуковысотный аспект. М., 1986. С. 55. [74] См.: Карпова Г.М. Архаическое пение саамов Кольского полуострова... С. 215-221.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz