Методические рекомендации по использованию в современном социокультурном контексте, в том числе для создания региональных творческих, декоративно-прикладных и туристских продуктов, нематериального культурного наследия коренного малочисленного народа Севера Мурманской области – саамов. – [Мурманск, 2023]. – 76 с.: ил.
Импровизация в саамской среде — это всегда исполнение для себя, песня-разговор, песня -размышлениелибо новость. Поэтому, кактолько песня стала превращаться из интровертной, обращенной к себе, в экстравертную (а именно таким было сценическое воплощение лыввьт с аккомпанирующим баяном), возник риск полной утраты принципа импровизационного пения. Тесный контакт с русскими, влияние их культуры, активное использование в творчестве гармоники (гармошки) с 30 -х годов прошлого столетия, появление новой массовой песни лаввл, исполнение которой сопровождалось баяном, а также небольшим «оркестром» (бубном, колокольчиками, гармоникой и всевозможными шумовыми инструментами, что характерно для массового русского народного исполнительства), калькой моглолечь на исполнение песен-лывьт. Однако тонкое внутреннее чутье исполнителей и ощущение некой «неправды»тако го представления старинной песни-импровизации не позволило перейти грань. Рассмотрим некоторые особенности импровизационного музицирования саамов кильдинского диалекта. • Обращает на себя особое внимание жестикуляция, которой сопровождается старинная саамская песня. Часто жесты — синхронный «пересказ» песни, иногда — имитация какой-либо трудовой деятельности, будь то штопанье сетей, выделка кожи, пошив одежды или обуви, вязание и т.д. Гипотетически можно предположить, что, оказавшись в нетрадиционной исполнительской ситуации (саамы редко пели по просьбе), информанты привлекают«жестовую память» традиционных форм работ, чтобы преодолеть барьер некоторой неловкости исполнения «на людях».[72] • Еще одна интонационная особенность саамского пения — вибрато, практически на каждой ноте. В настоящее время исполнители нечасто используют этот прием. Однако на протяжении XX века в немногочисленных экспедициях он запечатлен. В.Ю. Визе так описывает его: «Эта вибрация настолько сильна, что иногда бывает трудно уловить определенный тон: звук все время как бы качается вверх и вниз, задевая соседние полутоны». [72] См.: Карпова Г.М. Архаическое пение саамов Кольского полуострова // Инструментальная музыка в межкультурном пространстве: Проблемы артикуляции. Рефераты докладов и материалы Международной инструментоведческой конференции. СПб., 2007. С. 215-221. 22
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz