Методические рекомендации по использованию в современном социокультурном контексте, в том числе для создания региональных творческих, декоративно-прикладных и туристских продуктов, нематериального культурного наследия коренного малочисленного народа Севера Мурманской области – саамов. – [Мурманск, 2023]. – 76 с.: ил.
В ней говорилось, что оценки саамского пения путешественников-европейцев весьма поверхностны: Ачерби — итальянец по происхождению, проживший всю жизнь в Англии, описавший свое странствование по Лапландии в двухтомном труде, услышав пение лопарей в конце XVIII века, заметил, что «они не имеют никакого понятия о благозвучии, не знают также ни размера, ни ритма». Известный историк музыки Фетис также утверждал, что лапландцы — единственный народ, который совершенно не знает пения. Созвучны были мысли и русского ученого-этнографа Кельсиева, посетившего русскую Лапландию в последней четверти XIX века: «Лопари не имеют никаких музыкальных инструментов, не поют и песен не знают».[70] Однако В.Ю. Визе писал, что на него саамское пение произвело такое сильное впечатление, что запомнится на всю жизнь, и так вдохновенно красиво описывал скупую на солнечные лучи северную природу, что слова его звучат какхвалебная ода песне саамов. В.Н. Немирович-Данченко, писатель-беллетрист, работавший на Кольском полуострове в конце XIX века, писал о том, что «лопарская песня чрезвычайно напоминает переливание воды в ручье, тихое журчание потока». Саамская песня, действительно, сравнима и с журчанием ручья, и с завыванием вьюги. В этом, возможно — на уровне подсознания, проявляется стремление вторить голосом звукам окружающей природы, ощущая при этом себя частью этой природы. Саамская певческая традиция сольная, изредка встречается совместное пение. Лыввьт по фактуре — принципиальная монодия/77] (с греч. буквально — песня одного), поется без инструментального сопровождения. Руки поющего во время исполнения, как правило, заняты какой-либо работой. Исполнение меняется в зависимости от места звучания лыввьт — на открытом или в замкнутом пространстве. Отличие состоит в интенсивности звуковой подачи голоса.Предстоит исследовать гендерную сторону импровизационного исполнительства. Но уже сейчас можно сказать, что мужчины в пении более сдержаны в эмоциях, чем женщины. Темы для своих песен они выбирают повествовательные, созерцательные, шуточные, в то время как темы в женском пении часто личные, размышления о своей тяжелой судьбе, воспоминания об ушедшей матери или отце, что приводит к эмоциональному возбуждению, срывам и плачу по мере развертывания сюжета. [70] Большакова Н.П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов... С. 346 -358 . [71] См.: Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В. Келдыш. М., 1990. С. 353.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz