Методические рекомендации по использованию в современном социокультурном контексте, в том числе для создания региональных творческих, декоративно-прикладных и туристских продуктов, нематериального культурного наследия коренного малочисленного народа Севера Мурманской области – саамов. – [Мурманск, 2023]. – 76 с.: ил.

Здесь уместно привести высказывание карельского исследователя и музыковеда Унелмы Конкка, писавшей об импровизационном жанре причитаний у карел следующее: «Причитания не запоминают, не заучивают. Усваивается вся система художественных средств в целом... (причитальщица) внутри этой системы свободно импровизирует каждое исполнение как творческий акт... Плач — это импровизация в строго очерченных и установленных рамках».,[68] Это высказывание смело можно отнести к музыкально-поэтическим импровизациям саамов. Выше мы писали о жанр йойги у карел. В.В. Сенкевич-Гудкова гипотетически предполагала влияние карельской йойги на саамскую народную песню, находя некоторое сходство в строении мелодии. Произведя некоторые изыскания и опираясь на структурно-типологический анализ музыки и поэтических текстов саамских импровизаций, мы придерживаемся иной точки зрения. Если вкратце, то «импровизации такого типа, как "йойги" , сложились в традициях Северной Карелии (места плотного заселения ранее саамами) под влиянием импровизационного искусства их северных соседей-саамов (это не противоречит и мнению филологов). Это заимствование вписалось в развитую жанрово-стилевую систему карельского песенного фольклора».[б9] Немного раскроем тезис. Данные археологии и истории говорят о том, что ранее границы расселения российских саамов были гораздо южнее. Саамская топонимика широко представлена на территории всей Карелии, включая Обонежье, и распространяется далеко на восток от нее (Архангельская область, Республика Коми). Северную и среднюю Карелию саамы населяли вплоть до Онежского озера еще в XVI—XVII веках, постепенно отступая на север под натиском переселенцев — карел, вепсов и русских с юга, оставляя при этом элементы своей культуры, как, например, импровизационное пение — лыввьт, услышанное, адаптированное и присвоенное уже как новый жанр карелами. В настоящее время в Карелии есть места, где на карельский лад население считает себя lappa la ise t, саамами, таковы сегозерские карелы. О собирании музыкального фольклора на Кольском полуострове. Отчасти потому, что многие собиратели-европейцы не ставили задачей собирание именно музыкального фольклора, а возможно, и от того, что саамская песня для европейского слуха не воспринималась как песня, в литературе, вплоть до начала XX века, нотированные песенные источники песен российских саамов отсутствуют. [68] Краснопольская Т.В. Песенное искусство народов северо-запада России //О пы т структурно-жанровой типологии напевов импровизаций финно-угорских народов / / Исследования. Статьи. Петрозаводск, 2013. С. 171. [69] Карпова Г.М. Саамские лывьт и карельские йойги: опыт сравнительного описания... С. 165-166. 20

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz