Методические рекомендации по использованию в современном социокультурном контексте, в том числе для создания региональных творческих, декоративно-прикладных и туристских продуктов, нематериального культурного наследия коренного малочисленного народа Севера Мурманской области – саамов. – [Мурманск, 2023]. – 76 с.: ил.

С нашей точки зрения, нет никаких оснований подменять эти два понятия, даже можно говорить о некорректности употребления термина йойка — относительно импровизационной старинной песни саамовлыввьт. Западный жанр йойка встроен в жанровую музыкальную палитру творчества западных саамов, равно как и аналогичный жанр йойки есть у карел. Он имеет определенные условия существования: устойчивую музыкальную (запев и рефрен) и поэтическую структуру. В то время как«в напевахлывьтжанровое начало имеет сугубо обобщенный характер: на один и тот же напев могут импровизироваться поэтические тексты разного содержания, а поэтические тексты сходного содержания распеваются по-разному».[б7] Лыввьт — это принцип построения песни, принцип складывания текстов на определенную мелодию, принцип подвижности мелодии (расширения или усечения), если того требовал поэтический текст, который, в свою очередь, имел своеобразную структуру со слогами-вставками, не употребляющимися в живой разговорной речи, так называемыми синсемантическими слогами. Также поэтический текст был обременен большими (до 21 слога) комплексами, не несущими смысловой нагрузки, дескрипривные звуковые комплексы (термин В.В. Сенкевич-Гудковой) типа «лей-лей-гол-лей» или «ле-е-го-ло» и т.п., и не было строгого регламента количеству слогов и появления этих комплексов в песне. Певец мог пропеть одно слово и вставить такой комплекс, а мог провести целое высказывание и только потом распеть этот комплекс. Ведь ранее у саамов все песни были — лывьт, без определенных слов. Этномузыковедческий структурно-типологический анализ мелодии и текстов лывьт, координация мелодии и текстов показал, что напевы музыкально-поэтических импровизаций российских саамов имеют сложную организацию , могут быть трех видов — стиховые, строфовые и тирадные, то есть когда мелодия и стих совпадают, когда мелодия распета на строфу и когда мелодия распета сначала на стих, потом на 2 - 3 строфы, и только мастеру известно, как он построит свою песню. [67] Карпова Г.М. Саамские лывьт и карельские йойги: опыт сравнительного описания // От конгресса к конгрессу. Материалы Второго всероссийского конгресса фольклористов: Сб. докладов. Т. 3. М., 2011. С . 165.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz