Методические рекомендации по использованию в современном социокультурном контексте, в том числе для создания региональных творческих, декоративно-прикладных и туристских продуктов, нематериального культурного наследия коренного малочисленного народа Севера Мурманской области – саамов. – [Мурманск, 2023]. – 76 с.: ил.
На этом поприще Феодорит трудился 20 лет и окрестил 2000 лопарей.[52] К началу XVIII века христианизация кольских саамов в основном была закончена..[53] «Формально все саамы России в течение свыше 300 лет исповедовали христианскую веру. В каждом крупном селении имелась небольшая деревянная часовня с минимумом культовых предметов... иконы, аналой, кадило, евангелие, крест, сосуд и т.д. В каждом жилище можно было видеть иконы, медные складни старообрядческого типа, лампадки и крещенскую воду. Христианскими обрядами сопровождались рождение ребенка, вступление в брак и похороны».[54] Тем не менее, до конца древнейшие религиозные воззрения саамов вытеснить не удалось. После распространения христианства саамы долгое время оставались «полуязычниками», формально соблюдая христианские обряды.[55] Некоторые языческие культы сохранялись до XX века — правда, в трансформированном виде. Таким образом, язычество по-прежнему играло важную роль в жизни саамов. [52] См.: Соловецкий патерик. [4-е изд., стереотип.]. СПб., 1914. 207 с.: ил.; То же. [5-е изд., репр. воспр. 3-е стереотип, изд.: М., 1906]. М., 1991. С. 42. [53] См.: Ушаков И.Ф. Указ. соч. С. 116. [54] Волков Н.Н. Российские саамы... С. 72. [55] См.: Харузин Н.Н. Указ. соч. С. 181; Ушаков И.Ф. Указ. соч. С. 114. 16
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz