Методические рекомендации по использованию в современном социокультурном контексте, в том числе для создания региональных творческих, декоративно-прикладных и туристских продуктов, нематериального культурного наследия коренного малочисленного народа Севера Мурманской области – саамов. – [Мурманск, 2023]. – 76 с.: ил.
В нижнем жили души умерших и духи-покровители. Этот мир не всегда находился под землей: у некоторых групп восточных саамов он мог находиться и на небе. Средний мир населяли люди и животные, верхний (небо и воздух) — божества. Общим для всех саамов являлось представление о Полярной звезде, которая держала небо с помощью столба или дерева, вера в существование у человека двух душ: неотъемлемой части живого человека вплоть до его смерти и «свободной», которая могла совершать путешествия в других мирах независимо от человека. «Свободной душой» обладал, например, шаман. Долгое отсутствие «свободной души» могло привести к смерти.,[47] Христианизация саамов, коренного народа Севера, происходила постепенно, в течение нескольких веков, и неравномерно. Большую роль в принятии саамами православия сыграло русское население, контакты с которым начались еще в XII веке. ВХІ І І веке Кольский полуостров под названием «Тре» наряду с другими северными землями уже официально входил в состав владений Новгородской феодальной республики.[48] Длительное общение саамов с русским населением подготовило почвудля перехода их к христианству.[49] Первым крестителем русскихлопарей считается Лазарь Муромский (Мурманский), который еще в XIV веке крестил саамов, живших по берегам Онежского озера. Окончательное распространение христианства среди саамов было совершено Трифоном Печенгским и Феодоритом Кольским в XVI веке. Трифон основал на берегу реки Печенги церковь Святой Троицы, около которой построил кельи для иноков — новокрещенных саамов,[50] в 1550 году — монастырь на реке Печенге, который просуществовал до 1764 года и сыграл большую роль в распространении христианства. Феодорит, изучивший в какой-то мере саамский язык в Соловецком монастыре, построил монастырь в устье реки Колы, где начал обучать новопостриженных монахов русской грамоте и христианскому вероучению, для чего перевел некоторые молитвы на саамский язык.[57] [47] См.: Кошечкин Б.И. Указ. соч. С. 118-119. [48] См.: Ушаков И.Ф. Избранные произведения: ВЗт . Т. 1. Кольская земля. Мурманск, 1997. С. 34. [49] См.: Там же. С. 42. [50] См.: Большакова Н.П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов... С. 32. [51] См.: Там же. С. 33.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz