Методические рекомендации по использованию в современном социокультурном контексте, в том числе для создания региональных творческих, декоративно-прикладных и туристских продуктов, нематериального культурного наследия коренного малочисленного народа Севера Мурманской области – саамов. – [Мурманск, 2023]. – 76 с.: ил.
В этих стадах паслись белые и черные олени. Чанги упоминаются в связи с блужданиями по лесу в поисках дороги к дому, из чего можно заключить, что их функция соответствует функции лешего в русских поверьях.[42] С этими верованиями слились и возникшие позднее магия и шаманизм. Населяя весь окружающий мир духами, древние саамы искали способы общения с ними, обращались к ним за помощью, для чего в племени выделялись посредники — шаманы. Шаманы (нойды) могли повелевать погодой, управлять бурями, врачевать больных, предсказывать судьбу. Слава лопарских кебунов (шаманов) распространилась далеко за пределами обитания лопарей. Вера в магические возможности нойдов сохранилась у саамов до сих пор, но колдовство шаманов не удивляло остальных, так как колдовать способен был каждый, кто научится этому по дружбе или хитростью. «Еще в XVI—XVII веках слава о могущественныхлапландских чародеях была далеко известна за пределами Лапландии. Чары саамских колдунов пугали викингов, занимали воображение неспокойных за свою судьбу государей и восхищали путешественников. Но и в пределах самой Лапландии славой наиболее могущественных чародеев пользовались саамы Кольского полуострова».[43] На однотипность дохристианских верований у всех групп саамов указывают Н.Н. Харузин,[44] Б.И. Кошечкин.[45] «Несомненно то, что лопари все, как скандинавские, так и русские, имеют в далеком прошлом одно происхождение, что они две ветви, выросшие из одного ствола, что даже одно различие между отдельными группами сказывается, главным образом, в антропологическом типе. <...> Но зато во многих своих обрядах и поверьях, даже в настоящее время, когда вековая жизнь разделила обе группы, подчас до поразительности похожи друг на друга».[4б] Особенно много общего видит ученый в саамской и финской мифологии, причем даже в названиях божеств. Однотипность дохристианских верований выражена, прежде всего, в представлениях предков саамов о трех частях мироздания — верхнем, среднем и нижнем мирах. [42] См.: Волков Н.Н. Российские саамы... С. 76. [43] Там же. С. 72-73. [44] См.: Харузин Н.Н. Указ. соч. С. 138. [45] См.: Кошечкин Б.И. Древние религиозные представления и обряды кольских саамов // Прибалтийско-финские народы России / Отв. ред. Е.И. Клементьев, Н.В. Шлыгина; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М., 2003. С. 118-119. [46] Харузин Н.Н. Указ. соч. С. 138. 14 * * * * *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz